Вы можете представить ситуацию, чтобы у вас в квартире отключили свет? Каждый с этим хоть однажды, да сталкивался. Сидишь впотьмах, как крот в норе, и ругаешь на чем свет стоит электриков. Телевизор гаснет, компьютер вырубается, холодильник начинает течь... Не приведи Господь! Мы настолько привыкли к электричеству, что без него ни дня своей жизни не мыслим.
А между тем энергосистема республики пребывает в тревожном состоянии: по прикидкам специалистов, до 70 процентов энергооборудования изношено и требует замены. Строительством и обновлением линий электропередачи высокого напряжения и подстанций на территории Татарстана занимается АО "Волгоэлектросетьстрой", точнее, одно из его подразделений - механизированная колонна №73. Сложность нашей энергосистемы в том, что главные источники энергии - Нижнекамская ГЭС и Заинская ГРЭС находятся на левом берегу Камы, а основные потребители - на правом. Высоковольтные линии, сооруженные почти полвека назад вблизи селения Соколки, крепятся на нескольких опорах и проходят над водной гладью - это 910 метров, а общая длина перехода составляет 1610 метров. Техническая экспертиза показала, что, несмотря на "критический возраст" электропроводов и большие потери электроэнергии, они еще могут эксплуатироваться и дальше. Однако надежное и устойчивое обеспечение возросших за последние десятилетия потребностей в свете и комфорте "правобережников" становится весьма проблематичным. Поэтому было принято решение протянуть через Каму еще три мощных суперпровода.
- Это уникальное сооружение, - рассказывает заместитель начальника мехколонны Альберт Амирсалихов. - Только подготовительная работа заняла четыре месяца - нужно было провести тщательную экспертизу объекта (ее провел нижегородский институт "Энергосетьпроект"), разработать специальную технологическую карту, заказать спецпровода.
Произвести реконструкцию объекта ВЛ-220КВ "Кутлу-Букаш - Нижнекамск" (переход через Каму) доверили заместителю начальника мехколонны, опытному энергетику, 65-летнему ветерану Ильгизу Нуруллину, который нечто подобное уже сооружал на реке Обь.
- Но там было легче, - говорит заслуженный ветеран, - поскольку выбрали самое узкое место. К тому же здесь мешают старые провода, при натягивании создаются помехи.
Подобную техническую операцию можно осуществить только зимой: если браться за дело в летнюю пору, надо останавливать судоходное движение по реке. На объекте организовано круглосуточное дежурство. Когда речь идет о цветном металле, в данном случае об алюминии, нужно глядеть в оба. Бывали случаи, когда бригада линейщиков подвешивала электропровода, а на следующий день другая "бригада" - охотников за цветметом - их снимала для сбыта на черном рынке. Сметная стоимость объекта - 3 миллиона 800 тысяч рублей, из которых львиная доля приходится на материалы. На переходе используется цельный, без единого соединения, провод со стальным сердечником, изготовленный по спецзаказу. Тонна такого проводочка "весит" 60 тысяч рублей, а все три провода тянут на миллион.
Их нужно навесить между высотными опорами - двумя разгрузочными высотой по 48 метров и промежуточной - в 67 метров. Провода должны быть натянутыми, как гитарные струны. Тогда ток по ним будет течь надежно и бесперебойно. Чтобы этого добиться, необходимо обеспечить нагрузку на тяговый трос, который тянут два мощных трактора, в 11 тонн! Для страховки от различных погодных неожиданностей между высотными опорами подвешивается еще и грозоотводный трос.
Поскольку воздушные электролинии соединяют два берега, операцией "спецпереход" руководят два "штаба" - Челнинский участок мехколонны во главе с Владимиром Пожидаевым и Казанский - во главе с Петром Леухиным. Непосредственно на объекте заняты две бригады - Самарина и Бочкарева, всего около 40 человек. Поселились они в ближайшей деревеньке и вагончиках в условиях, приближенных к "военно-полевым", так как приходится совмещать основную работу с охраной важного государственного объекта.
Признаюсь, я не смог скрыть разочарования, когда услышал ответ на свой вопрос, во сколько оцениваются такие "ратно-трудовые" подвиги. Средняя зарплата в мехколонне не превышает 4 тысяч рублей в месяц... Что же заставляет людей идти на работу, связанную с постоянными разъездами и риском для жизни и здоровья? Можете скептически улыбнуться, но я видел в глазах убеленных сединами линейщиков азарт и кураж не только тогда, когда они покоряли высотные опоры, а просто с воодушевлением рассказывали о своем любимом деле.
- Что зовет альпиниста или скалолаза все время в горы? - спрашивает Альберт Амирсалихов и сам же отвечает: - Высота, страсть к покорению природы! То же самое у линейщиков. Чтобы понять это, нужно хоть раз побывать в их шкуре. Это такой выброс адреналина! И не каждый может с ним совладать. Я могу припомнить массу случаев, когда ребята в первый раз забирались на высотную опору, а потом их приходилось снимать спасателям. Страх высоты - это не выдумка врачей, а вполне реальная вещь. Но тот, кто его преодолевает, навсегда заболевает высотой, и от этого нет исцеления.
Романтично, не правда ли? А между тем похоже на правду. Альберту Амирсалихову через год на пенсию - линейщики уходят на заслуженный отдых в 55. Где только не побывал он за свою долгую профессиональную жизнь! И на Дальнем Востоке, и в Сибири, и Средней Азии. Но главная стройка, школа, которой он по праву гордится,- Нурекская ГЭС. 20 лет возводили это грандиозное сооружение, которое удивило весь мир. Сегодня такое нашей стране, увы, уже не под силу. Однако вся наша энергетика выстроена по знаменитому плану ГОЭЛРО и стоит на постаментах, возведенных в советские годы. Любопытно, что в компании РАО "ЕЭС" ведущие специалисты - бывшие "нурекцы", участие в Нурекском строительстве - лучшая рекомендация.
И таких, как Альберт Амирсалихов, в мехколонне - не единцы, а сотни, начиная
с начальника, заслуженного энергетика России Николая Андрющенко, и кончая рядовым электромонтером-линейщиком. У каждого за спиной - не одна "стройка века".
Но у опыта есть и обратная сторона - старость. Старение коллектива - одна из главных проблем, которая в ближайшее время может заявить о себе весьма остро. В линейщики молодежь нынче не стремится - материальный стимул жидковат. А романтикой сегодня никого не завлечешь. Да и, по правде сказать, нигде сейчас этому ремеслу не учат. Когда-то в Томском институте был даже факультет строительства высоковольтных линий и подстанций. Сейчас его за ненадобностью закрыли. Перестали готовить и специалистов рабочих профессий, в первую очередь - электромонтеров-линейщиков. Остается без кадрового обновления целая отрасль энергетики! А если что, не дай Бог, случится? Еще живо в памяти разрушение ЛЭП в 70-е годы в Актанышском районе, а три года назад сильный ветер опрокинул более 10 высотных опор в Набережных Челнах. Тогда отделались легким испугом - благодаря опыту и мобильности линейщиков удалось все очень быстро, в течение недели, восстановить.
А как ветераны уйдут на заслуженный отдых, кто их заменит?..
Рафаэль УТЯКОВ.
Когда верстался номер, нам сообщили, что работы на объекте ВЛ-220 "Кутлу-Букаш - Нижнекамск" успешно завершены - переход через Каму запущен. Потребители, живущие на правом берегу, могут быть спокойны: надежное и бесперебойное снабжение электроэнергией им обеспечено.