За считанные дни до нового, 2003 года вступил в силу Закон РФ "О товарных знаках", новая редакция которого подготавливалась и принималась депутатами почти ровно год. Если еще недавно понятие так называемой контрафактной продукции было достаточно туманным и путаным, в новой редакции четко прописано: "Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными". Давайте разберемся подробнее, что это такое и кого охраняет закон о товарных знаках.
Старшему поколению российских граждан до сих пор режут слух непривычные иностранные слова типа "бренд", "лейбл", "логотип". Все эти термины, несмотря на их существенное смысловое различие, часто смешивают друг с другом или путают с таким понятием, как торговая марка. В советское время все пользовались словосочетанием "товарный знак", которое в последние годы и было постепенно вытеснено синонимом английского происхождения "trade mark" - "торговая марка".
"Мишка на севере", "Столичная", "Красная Москва", "Ява", "Жигулевское"... Нет необходимости разъяснять, что из перечисленного является конфетами и духами, а что - спиртными напитками и сигаретами. Это знают все, и данные торговые марки являлись суперпопулярными в СССР не потому, что они были разрекламированы или обладали превосходным качеством, а благодаря слишком ограниченному выбору и дефициту товаров. Причем многие марки выпускались разными производителями одновременно (например, "Ява" фабрик "Ява" и "Дукат"), и качество их, соответственно, сильно разнилось. И тем не менее данные торговые марки, безусловно, являлись тем, что мы сейчас привыкли называть брендами, то есть товарными знаками, которые уже заработали себе прочную репутацию.
В 90-е годы с появлением на рынке конкуренции ситуация с товарными знаками начала резко меняться. Счастливчиками оказались те, кому удалось унаследовать (то есть зарегистрировать на свое имя) известные бренды советского периода и продолжать производить продукцию с известными "лейбаками", практически не тратя средств на рекламу.
В наше время с экранов телевизоров постоянно слышно о трудновыговариваемых "Блендамедах", "Аквафрешах", а также ряде популярных отечественных брендов. Но, тратя огромные средства на раскрутку своих товаров и услуг, компании прекрасно знают о "маленьких хитростях" (отнюдь не безобидных) начинающих, небольших фирмочек, которые стараются построить свой бизнес на незаконном производстве товаров, прикрываясь брендами известных производителей.
В биологии существует термин "мимикрия", который означает копирование или подражание одних живых форм другим или окружающей среде обитания. Ярче всего мимикрия проявляется в мире насекомых, когда гусеницу порой не отличишь от сучка. Так, по аналогии с насекомыми, мимикрируют и сомнительные по качеству товары, внешне маскируясь под продукцию с хорошей репутацией.
К примеру, появились белорусские пасты "Бленд-а-мед" (звучит так же, а написание разное), питерские презервативы "SICO", российские и китайские щетки "Аквафреш" и многое другое. Получается, что качество поддельного (контрафактного) товара - "не фонтан", а берут его так же хорошо, если не лучше, чем "материнские" товары. Нельзя сказать, что компании смотрят на это сквозь пальцы, просто не всегда удается отследить весь рынок.
Одним из последних примеров мимикрии товаров и услуг в России может служить появление сразу нескольких "двойников" группы компаний "Модуль" - лидера светотехнического отечественного рынка. В настоящее время контрафакция отмечена в регионах, где особенно известна деятельность "Модуля", а это Москва, Санкт-Петербург и Казань. Компания занимается "обустройством среды обитания человека" в целом, это означает очень широкий спектр услуг и выпускаемых товаров: от проектирования и построения зданий, сооружений до их полного оборудования со всей внутренней "начинкой" и искусным освещением как снаружи, так и внутри.
Как сказал директор департамента по связям с общественностью "Модуля" Алексей Зловедов, "любая одноименная компания, не связанная с группой дилерскими или партнерскими отношениями и не являющаяся ее представительством, - не более чем "двойник", который пытается использовать высокую репутацию "Модуля". Компания является одной из немногих российских фирм, прошедших международную сертификацию ISO. Поэтому она очень внимательно относится к своей репутации и готова защищать ее всеми имеющимися средствами - от прессы до судебных органов.
Контрафактной продукции на российском рынке не становится меньше, а производители и государство продолжают терпеть миллионные убытки. Половина из опрошенных агентством MAGRAM Market Research международных компаний, действующих в России, оценила свои убытки из-за недобросовестной деятельности конкурентов как минимум в миллион долларов. Специалисты группы компаний "Модуль" едины в одном: нарушение прав законных обладателей известных брендов не только портит им репутацию и приносит убытки, но и сильно мешает развитию бизнеса в России.