А иначе и не назовешь историю вокруг Республиканской спецшколы для детей и подростков с девиантным поведением.
Вот уже несколько лет отдел организации работы подразделений по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел РТ, да и все сотрудники этой службы ждут и в силу своей компетенции на всех уровнях решают вопрос об открытии этой спецшколы. Пять лет прошло с момента закрытия такой спецшколы в Пестрецах, и ребята по решению суда направляются в соседние регионы - Санкт-Петербург, Белебей, Волгоград.
Нестабильность экономического положения в стране вызывает безудержный рост цен, в том числе и на содержание детей в учебно-воспитательных учреждениях. Так, сегодня на каждого ребенка ежегодно требуется более шестидесяти тысяч рублей, и Министерство образования Татарстана просто не в состоянии выделять такие средства.
А тем временем на профилактическом учете в республике состоит около десяти тысяч несовершеннолетних, совершивших преступления до достижения ими возраста наступления уголовной ответственности. Значительную часть из них составляют подростки, совершившие убийства, грабежи, кражи и вымогательства.
И вот в марте 2000 года было принято постановление Кабинета Министров РТ об организации государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школы на базе школы-интерната №8 Казани. Министерству образования было поручено произвести здесь капитальный ремонт, обеспечить учреждения необходимым имуществом. И предполагалось, что первая партия детишек сможет сесть в ней за парты уже 1 сентября 2000 года.
Назначенный Кабинетом Министров директор Юрий Даутов с энтузиазмом принялся за дело. И устав школы был принят, и штатное расписание утверждено... Но трудности начались уже в самом начале пути. Здание, построенное в 1959 году для детей с отклонениями в умственном развитии, требовало основательной перепланировки, ведь отныне здесь должны были жить "мальчиши-плохиши", а стало быть, нужен тут и специальный забор, и контрольно-пропускной пункт, и укрепленные окна. Да и к строительным материалам изменились требования - стоимость их возросла. В общем, и ремонт потребовался куда более серьезный, чем казалось на первый взгляд, и денег, соответственно, на него нужно значительно больше.
А в это время сотрудниками милиции было подготовлено 1532 постановления об отказе в возбуждении против подростков уголовного дела в связи с недостижением ими возраста, с которого наступает ответственность.
Но... работа закипела. Ремонт решили провести поэтапный: реконструировать, в первую очередь, спальный корпус и столовую, построить контрольно-пропускной пункт и возвести забор. Тогда же, осенью 2000 года, заказчик - ОАО "Татглавинвест" заключил договор с подрядчиком - ООО "Тасма", и лишь спустя полгода, в апреле, тот приступил к работе. Тогда Юрий Геннадьевич надеялся, что, использовав весь световой летний день, удастся завершить работы к сентябрю. Но все сложилось, как в "лучших традициях": техники нет, рабочих нет, документы потерялись... Удивительно ли, если учесть, что за пару месяцев здесь сменилось пять прорабов.
Анализ преступлений тем временем показал, что из 3698 преступлений несовершеннолетних в 2001 году 1034 приходятся на детей в возрасте до 14 лет. Кардинальной мерой воздействия на совершающих противоправные действия систематически является их изоляция в воспитательные учебные заведения закрытого типа для дальнейшего обучения и перевоспитания.
У директора уже и столы, и кровати куплены, и посуда готова, и белье для ребят стопочками лежит...
Летом этого года на одной из улиц Казани нашли погибшего мальчика лет двенадцати. При осмотре возникла первая мысль: упал с высокого дерева - все внутренности повреждены, голова разбита. Но нет, не дерево было причиной смерти пацана.
...Их было четверо. Улица стала их родным домом. Бродили бесцельно по городу, приобщались к "прелестям" беспризорной жизни. В тот день, как обычно, нанюхались клея, и вот самый бойкий предложил пойти резать провода на "цветмет". С ним обычно не спорили - побаивались, а тут один взбунтовался. Завязалась драка...
Уже потом, в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, все рассказал самый младший из компании. Здесь он оказался в первый раз, да и на улице, видимо, попал под влияние мальчишек "со стажем". Один из них на тот момент уже побывал в центре пять раз, другой - шесть, оба - за кражи и хулиганства. Оградить от влияния таких "авторитетов" других детей и подростков - одна из первых задач спецшколы.
Показательно, что почти каждый ребенок за месяц, проведенный в центре, обнаруживает в себе таланты. Да, да - кто-то потом идет в кружок баянистов, кто-то в художественную школу. И пишут потом они воспитателям теплые письма с благодарностью и признательностью. Но что, в сущности, можно сделать за месяц - это максимальный срок их пребывания здесь? Вновь оказавшись в привычной среде, среди наркоманов, воров, бродяг на улице, они быстро забывают внимание и тепло, которые окружали их в центре. А ведь некоторые, попав сюда, не умеют ни писать, ни читать. И это в десять - пятнадцать лет!
...На дворе сентябрь 2002 года. А по словам директора спецшколы, работы на объекте осталось недели на две или три. Это если предположить, что комиссии из многочисленных инстанций примут здание и сочтут его пригодным для жизни и обучения в нем подростков.
Виктория ОСИНИНА.