До чего красивые молодые пары подъезжают на разукрашенных авто к парадному входу центрального загса в Казани. Глаз не оторвать. Невольно вспоминаешь собственную свадьбу. Вы не забыли, когда это было, сколько лет минуло с той поры? Может, три, пять или десять... А пятьдесят слабо?
"Мы повстречались случайно"
20 июля 2002 года золотой юбилей супружества отметили Татьяна Васильевна и Петр Павлович Белых. Они подъехали к загсу на обычной машине - на такую не оглянутся. И не сразили прохожих свадебными нарядами. Он слегка прихрамывал, опираясь на трость. Ей тоже непросто было подниматься по длинной лестнице в зал торжеств. Оно и понятно - жениху и невесте далеко за семьдесят. И свадьбу они приехали регистрировать не обычную, а золотую. А в остальном все было, как у молодых, - торжественные речи, обмен кольцами, шампанское, букеты цветов, слезы радости, поздравления родных и друзей...
Не только в Казани, но и в других населенных пунктах республики стало традицией торжественно отмечать свадьбы высшей пробы - золотые. Согласитесь, прожить вместе полвека не каждому удается. Любая пара, достигшая таких высот, достойна восхищения и подражания. Это своего рода долгожители любви, семейного очага. И не случайно отмечающие золотой юбилей пары Казани получают с прошлого года денежный подарок от мэра города - 3000 рублей.
...Они познакомились на заседании комсомольского бюро райкома весной 1952 года. Он - лейтенант-фронтовик, она - выпускница лесотехнического института. Обоих избрали членами бюро. То она в командировке, то он. Встретились лишь на четвертом или пятом заседании. Припоздавший лейтенант на цыпочках пробрался в зал и обнаружил, что на его месте сидит незнакомая дивчина. Попробовал цыкнуть на нее, мол, пересаживайся. А она ни в какую: не надо опаздывать. Лейтенант уселся напротив, укоризненно глядя на девушку. Но вскоре укоризна в глазах молодого человека сменилась явной заинтересованностью. Он вытащил из планшета чистый лист бумаги и, время от времени бросая взгляд на строгую дивчину, принялся что-то чертить на бумаге. Когда заседание бюро закончилось, лейтенант протянул девушке ее портрет. До того похожий, что она восторженно ахнула. Лейтенант протянул руку и представился: "Петр". Девушка, зардевшись, ответила: "Татьяна." А через три месяца они поженились. Бракосочетание было очень скромным. Татьяна надела свое лучшее зеленое крепдешиновое платье, Петр, как всегда, - военную форму. Ни колец, ни шампанского, ни марша Мендельсона, ни машины с куклами и шарами - ничего не было. Жениху с невестой подарили лишь букет цветов. Благо, стоял июль, цветов навалом. Татьяна и Петр были необыкновенно счастливы, мечтали о будущем.
Спустя 50 лет в стандартной трехкомнатной квартире на улице Космонавтов, сидя рядышком и листая старые альбомы, Петр Павлович и Татьяна Васильевна наперебой рассказывали о далеких днях своей юности. И Петя, и Таня были детьми, когда началась Великая Отечественная война.
Петр Павлович
Петру Белых еще не исполнилось шестнадцати. Жил он вместе с родителями в небольшой лесной деревушке Крутец на Орловщине. Пять старших братьев сразу ушли на фронт. А Петя, поскребыш, локти кусал - так ему хотелось пойти вслед за братьями.
В морозный декабрьский день 1941 года сосед Белых тревожно сообщил им, что немцы близко, вот-вот войдут в деревню.
Петр с отцом, шестидесятипятилетним Павлом Петровичем, принялись выгонять скотину из сарая, выносить узлы. А немцы с горящими факелами уже бесцеремонно расхаживали по деревушке и поджигали дома. Те вспыхивали, как лучины. Печи, которые не хотели гореть, фашисты разрушали гранатами. Тех жителей, которые пытались тушить пожар, грубо отталкивали. И стреляли... Правда, не в упор, а так, для страху. Кое-кого из молодежи немцы забрали с собой.
... Спустя много лет Петр Павлович Белых написал стихи (простые, бесхитростные, но идущие от самого сердца):
"В далеком сорок первом, в декабре,
Когда все люди еще спали,
Фашисты появились на селе.
Все наши хаты запылали..."
Из шестерых братьев Белых с фронта не вернулся только самый старший, Николай. Правда, похоронки на него родные так и не дождались, пропал без вести. Все остальные: Василий, Иван, Алексей, Михаил и младший Петр - вернулись.
... В тот день сгорела вся деревня. Кроме одного дома, крытого железом. В нем собрались уцелевшие перепуганные жители деревеньки. А ночью пришли наши солдаты. Они устанавливали артиллерийские орудия, собираясь вести наступательный бой.
Любопытный Петя Белых крутился возле артиллеристов, вызвался показать им кратчайший путь в соседнюю деревню Бухтиярово (требовалось срочно установить телефонную связь с командным пунктом батареи). Там смышленого парня заприметили командир батареи старший лейтенант Константин Дидык и комиссар Михаил Сазонов.
- А не пойдешь ли к нам сыном полка? - предложили они Петру.
Тот с радостью согласился. Так начались его нелегкие фронтовые будни. Вскоре один из шефов Пети Белых, старший политрук Сазонов, был назначен комиссаром отдельной минометной дивизии - вместе с ним прибыл и Петр Белых. Наравне с другими бойцами он активно изучал новую технику: освоил прицел, угломер, квадрант, научился быстро наводить миномет на цель и вскоре стал наводчиком миномета. А уже в марте 1942 года новые минометы были опробованы на передовой. В этих боях за освобождение Украины участвовал и Петя Белых. По-украински его ласково называли Петро.
В январе 1943 года Петр Белых принимал участие в наступлении советских войск на Курской дуге. В одном из боев был ранен. А после выздоровления уже подросший и повзрослевший сын полка (Белых исполнилось 18 лет) был награжден медалью "За отвагу". Ему присвоили звание "сержант" и назначили командиром отделения разведки при штабе артиллерии дивизии. Затем были бои за освобождение Киева, всей правобережной Украины. Последние дни Великой Отечественной войны Петр Белых провел на территории Чехословакии. Там же встретил и Победу.
Капитуляция немецких войск была объявлена 8 мая. Однако на том направлении, где воевал Петр Белых, в Карпатах, немцы не подчинились приказу своего командования, пытались прорваться к американцам. Так что пришлось, вспоминает Петр Павлович, еще до 12 мая "приводить их в чувство".
"Итак, 12 мая в чехословацких Карпатах мы приняли капитуляцию немецких войск. Столько было радости и ликования, просто не верилось, что не будет больше взрывов, что можно спокойно спать. Мы зачехлили свои пушки, поставили их на "козлы" в ряд, выровняли по линеечке и покрасили колеса в белый цвет. Приятно было смотреть, как мирно наши орудия подняли стволы к небу. Утром, после митинга по случаю нашей Победы, я решил прогуляться по лесочку. Иду, любуюсь свежей травкой, молодыми весенними листочками. И вдруг кто-то окликает меня по-немецки. Оборачиваюсь - стоит немецкий солдат при полном обмундировании, с автоматом наперевес... Я обомлел. А немец лепечет что-то по-своему. Разобрал фразу: "Во ист плен?" И догадался, что он хочет сдаться в плен. Предложил ему идти за мной, а тут из кустов стали выходить другие немцы, тоже вооруженные. Всего их было двенадцать человек. Так мы и шли по лесу - я впереди, они следом за мной... И только тогда я с легкостью вздохнул, когда привел вражеский отряд на место и сдал в штаб полка. Меня потом наградили орденом Красной Звезды".
И началась мирная жизнь. Кем быть сыну полка? Конечно, военным. В начале пятидесятых годов Петр Белых окончил курсы по подготовке политсостава, Казанский университет по специальности "историк", высшие курсы при Военно-политической Академии имени Ленина, стал преподавателем Казанского суворовского училища. Сейчас инвалид второй группы, полковник в отставке Петр Белых на пенсии, но продолжает вести активную патриотическую работу.
Татьяна Васильевна
... Семейство Шпаковых мирно обедало, когда к ним забежала соседка и сообщила, что началась война. Отец ей не поверил, сказал, что так нельзя шутить. Тем не менее все, и четырнадцатилетняя Таня, побежали на центральную сельскую площадь, к громкоговорителю. Увы, это была не шутка. А вскоре станцию Брасово Брянской области стали бомбить немцы. Таня очень боялась бомбежек, особенно после того, как сама увидела огромный черный столб, поднявшийся в небо после взрыва и враз осевший, как перезревший и лопнувший дождевик. Семья пряталась от бомбежек в погребе.
Отец ушел воевать, а мать с двумя девочками, старшей Раей и младшей Таней, перебралась в деревню Вежонка, подальше от линии фронта. Но и здесь было слышно, как бомбят станцию. Мать печально вздыхала, и не зря - от дома Шпаковых в Брасово ничего не осталось...
Немцы в Вежонке появлялись нечасто. Один раз, Татьяна запомнила, приходили зимой за продуктами, забрали у жителей поросят, кур, яйца и ушли, похохатывая, насвистывая на губных гармошках.
В 1943 году Брянская область была освобождена. Таня стала ходить в школу. Потом поступила в Брянский лесотехнический институт. А после его окончания, будучи молодым инженером, активно занималась комсомольской работой. Так познакомилась с лейтенантом Белых.
- Веселый, симпатичный Петя мне сразу очень понравился, - рассказывала Татьяна Васильевна. - А уж когда узнала, что мы земляки, то и вовсе решила - судьба и нечего время тянуть. Мы сыграли свадьбу у его родных, потом у моих и начали самостоятельную жизнь. Я стала женой офицера. Нелегкая ноша, но ведь сама выбирала. За Петей ездила повсюду. Так в "пути" у нас родились дети - сын Павел и дочь Елена. Наконец, последнее место службы моего супруга - Казань. Здесь мы и обосновались окончательно. Кстати, наш сын Павел тоже офицер и тоже, как отец, полковник, живет с семьей в Москве. Конечно, приезжал на нашу золотую свадьбу. Дочь Елена закончила финансово-экономический институт, подрастают двое внуков - Тимур и Диана. Они очень гордятся своим дедом, Тимур даже написал о нем сочинение, имевшее в школе большой успех.
Татьяна Васильевна потихоньку погладила старую фотографию, на которой она изображена совсем молоденькой, красивой, чем-то неуловимо похожей на внучку Диану. Вздохнула, дотронувшись до своих седых волос. Как же давно она была молодой! Таким же молодым был и ее Петя. Вот он рядышком сидит, тоже седой. Но глаза у него веселые да лукавые. Нет, не зря жизнь прожита, не зря.
Лейсан КАРИМОВА.
На снимках: 1953 год, чета Белых с первенцем Павликом; 2002 год - золотой юбилей супругов Белых.
Фото из семейного архива.