Два раза в год - в июне и декабре - в редакциях печатных средств массовой информации наступает "страдная пора". В это время завершаются подписные кампании на очередное полугодие. Понятно стремление журналистов увеличить тираж издания, донести свое слово до возможно большего числа читателей, повысить рейтинг газеты у рекламодателей. Но число подписчиков - это еще не весь тираж газеты или журнала. Окончательно он определяется с учетом так называемой розницы - тех экземпляров издания, которые поступают в открытую продажу - прежде всего в газетные киоски.
У "Республики Татарстан" розница в пределах тиража на первую половину нового года на так называемую "толстушку" (номер в четверг) составляет на нынешний день 7 процентов. Это немного. Через торговые точки газета расходится не так активно, как хотелось бы.
Почему?
Ответить на этот вопрос попытались наши собственные корреспонденты.
Когда у киоскеров нет инициативы...
Частные продавцы газет и журналов в Нижнекамске выходных себе не позволяют. Их печатные СМИ каждый день кормят. А вот киоски районного управления почтовой связи в воскресенье и понедельник - на замке.
В субботу несколько таких точек я обошла. Картина везде одна и та же: "Республики Татарстан" в продаже не было. В какие-то киоски она вообще не поступает, в другие - только по... одному экземпляру.
Позже в отделе розничной торговли РУПС мне пояснили, что из 19 киосков этой организации в Нижнекамске "РТ" доходит лишь в каждый второй. Мне повезло. Киоск рядом с моим домом относится ко "вторым". Но, чтобы успеть купить газету, нужно заглянуть в него до обеда. Позже - уже бесполезно. И не только в субботу, и не только мне. Жительница Нижнекамска Вера Егорова, когда ей понадобился номер с интересующей статьей, не поленилась обойти четыре киоска, в том числе и в административном здании связистов. Но газета ей не досталась. Оказались без субботнего номера в этот день и мы. В киоске на остановке "Городской парк" в 17 часов место, где по утрам обычно лежит "раритетный" - в силу единственности - экземпляр "РТ", пустовало. Рядом с ним лежали два номера газеты "Время и деньги" и два - "Ватаным Татарстан".
- "Республику Татарстан" можно? - спрашиваю у киоскерши.
- Уже купили.
- Так быстро?
- А что там - один только экземпляр дают...
- И вам достаточно?
- Наверное.
- А не пробовали увеличить количество экземпляров? Например, "толстушки" с программой?
- Нет. Люди сначала местную программу берут, потом - республиканскую.
- И что, не спрашивают "РТ"?
- Разве упомнишь. Вы - первая.
Возможно, словоохотливая киоскерша несколько лукавила, говоря, что по одному экземпляру им "дают". Райхана Бахтиярова из отдела розничной торговли РУПС сказала мне, что инициатива здесь исходит от киоскеров. А их нежелание увеличивать заказ тех или иных газет объяснила тем, что республиканские издания, в отличие от других, не подлежат списанию - ни полному, ни частичному. Дескать, киоскеры, просто не берут на себя ответственность по увеличению тиража, так как не смогут списать непроданные экземпляры.
А может, лукавила она?.. Так как на мое утверждение о невозможности купить "Республику Татарстан" в киосках тут же ответила, что с 1 февраля в Нижнекамск будет поступать вдвое больше экземпляров всех республиканских изданий.
Ирина МИТРЮШКИНА.
Нужна помощь социологов
Обошел в Набережных Челнах несколько киосков "Роспечати" в разных частях города. Ответы киоскеров примерно одинаковые.
Киоск № 1. "РТ" поступает в продажу в количестве одного-двух экземпляров.
- А не пробовали заказать больше?
- Зачем, эти едва удается продать.
Киоск № 21. Реализует по две-три газеты (находится на оживленном перекрестке).
Киоск № 38. "Товарооборот" - один-два экземпляра.
- А "толстушек" сколько продаете? - интересуюсь я. Оказалось, разницы практически нет - что четверговый номер, что обычный, популярность их, как ни странно, примерно одинаковая.
Киоск № 9.
- А вам часом не занижают заявку на "РТ"?
- Нет, на сортировке препятствий не чинят - бери сколько хочешь. Но и навяливать не навяливают. Если газету какую-то не продашь, придется возмещать убыток из собственного кармана. Вот киоскеры и осторожничают. Хотя прямо заинтересованы в увеличении объема продаж. Зарплата-то наша определяется пятью процентами от выручки. В месяц набегает всего 600-800 рублей. Конечно, хотелось бы заработать больше.
Создалось впечатление, что киоскерши (в основном это пенсионерки) говорят правду. Уровень продажи республиканских печатных изданий (не только "РТ") в городе определяет рынок. Неплохо расходятся местные частные газеты и центральная пресса - "МК", "Комсомольская правда", "АиФ". А что касается республиканских изданий - полный затор. Причем в глаза это не бросается. Газеты-то на прилавке лежат, а то, что в единственном экземпляре, не сразу и поймешь. Почему так происходит, на этот вопрос, наверное, могли бы ответить социологи, если бы проявили интерес к проблеме.
Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ.
Отдельно - программа, отдельно - гороскоп
В киосках Бугульминского РУПСа продается за неделю 10-15 экземпляров "толстушки" "РТ". Хотя спрос на нее среди местных жителей намного больше. Что показал нехитрый эксперимент. В воскресенье я попросил соседку бабулю, имеющую опыт такой торговли, постоять на одной из центральных улиц города неподалеку от рынка с пачкой газет, среди которых был и последний выпуск четвергового номера "РТ". Так вот, всего минут за сорок ее пожелали приобрести семь прохожих, принимавших затем извинения и пояснения, что номер этот на самом деле не продается.
А теперь простейший подсчет: в шести киосках РУПС за полдня можно реализовать, как минимум, сорок экземпляров четвергового номера "РТ".
- Ну, это ты маловато наметил, - поправил меня пожилой уличный торговец периодической печатью. Неприязненно принявший было нас с бабушкой за своих конкурентов, он затем сменил гнев на милость и рассказал, что неплохо зарабатывает даже на раздергивании "толстушки", по отдельности продавая публикуемые в ней гороскоп, телепрограммы, тематические страницы, удовлетворяя те или иные интересы своей клиентуры. - А еще так делаю, - пояснил пенсионер. - Продаю определенному человеку четверговый номер "РТ", а когда тот его прочитает, выкупаю у него обратно "толстушку" за полцены и толкаю ее опять же за полную стоимость, благо она долго не стареет, следующему заказчику и так далее. Особенно хорошо торговля этим номером в тех микрорайонах идет, где газетных киосков нет. Спасибо за это большое...
А как бугульминские почтовики определяют количество четверговых номеров для реализации через свои пункты? Выяснилось, что приблизительно по числу людей, постоянно спрашивающих у киоскерш "РТ". Такой маркетинг на руку беседовавшему со мной торговцу, но отнюдь не бугульминцам и самому РУПС. Пока же здешние связисты согласились, по их словам, в опытном порядке увеличить количество продаваемых ими в розницу "толстушек" в два раза. Что ж, подождем результата...
Валерий ХРАМОВ.
Газета - товар, который надо уметь подавать
В начале недели нашу "толстушку" по одному-два номера мы нашли во всех трех газетных киосках Чистопольского РУПСа. Всего же в них еженедельно реализуется ее чуть более 20 экземпляров.
- Есть ли возможность увеличить их количество в продаже? - интересуюсь у заведующей отделом розничной торговли райузла почтовой связи С.Матюшкиной.
- Заказы на газету делаем по заявкам киоскеров и заинтересованы продавать ее как можно больше, - ответила она. - Заказывать же больше - себе в ущерб.
Но из бесед с хозяйками киосков, знакомства с их работой, выясняю, что тут резервы все-таки есть. Во-первых, слабо поставлена реклама нашей, да и других газет. Киоскеры, например, хотели бы иметь от редакций красочные рекламные листы с краткой аннотацией публикуемых материалов, особенностях газетного номера, выходящего по четвергам. Нельзя оставаться в стороне от пропаганды своей продукции и РУПСу, киоскерам, многие из которых работают по старинке.
- Мало к нам заглядывает покупателей, слабо идет торговля, - сетует И.Косолапова, продавец киоска, расположенного, кстати, на людном месте по соседству с универмагом, универсамом, другими магазинами.
Да и можно ли их привлечь полупустыми полками, отсутствием какой-либо рекламы, инертностью самой хозяйки киоска?
- У вашей газеты постоянный читатель и покупатель, - говорит опытный киоскер Н.Митрясова. - Я сама ее поклонница, особенно "толстушки", которую, конечно же, надо лучше пропагандировать.
- Ваша газета помогла нашей семье беженцев выйти из труднейшего положения, утвердиться на родине после возвращения из Ташкента, - заявила при встрече Р.Яшина, хозяйка киоска, расположенного в поселке часового завода. - Так что всегда с большим желанием предлагаю ее горожанам.
Нашли мы положительный отклик и на предложение продавать нашу и другие газеты в центральном книжном магазине у его заведующей Я.Ильдимировой.
- Если найду поддержку в РУПСе, то в ближайшее время откроем торговлю у себя газетами, - заверила она.
Геннадий АБРАМОВ.
Нельзя ли продавать "РТ" в деревнях?
Последняя подписная кампания в Заинске показала, что "РТ" становится все популярнее. Но вот розница остается здесь на прежнем уровне. Только двадцать пять экземпляров номера, выходящего по четвергам, поступают в городские киоски "Роспечати". Их в Заинске всего четыре.
Этого очень мало. Решение проблемы упирается не только в выделение нескольких квадратных метров земли под установку киосков, но и в отсутствие средств для их закупки.
По словам инженера по рознице местного РУПСа Венеры Камаловой, пока же тех экземпляров "РТ", что заказывает управление почтовой связи, вполне достаточно для города. Однако мой личный опыт показывает, что попытки купить четверговый номер на следующий же день после выхода газеты в свет обычно безуспешны. В центре города газета раскупается быстро. Хотя, как утверждает Венера Рафисовна, в киоске, расположенном в Новом городе и у Молодежного центра, нередки некупленные экземпляры, которые списываются. И в то же время, как выясняется, желающие купить четверговую газету есть. И, по всей видимости, их немало. В том же Новом городе у киоска разговорилась с жительницей деревни Урсаево. Это одна из отдаленных деревень района, расположенная недалеко от Альметьевска. Вот если бы газеты в деревнях продавали, тогда бы многие с удовольствием их читали, утверждает сельская учительница. "РТ" - газета интересная, в ней много познавательного материала", - считает она. - Нельзя ли организовать продажу той же "толстушки" через почтальонов?"
Этот вопрос я переадресовываю управлению почтовой связи.
Гамира ГАДЕЛЬШИНА.
Итак, непростую, но, надеемся, объективную картину нарисовали наши собственные корреспонденты. Вывод из их наблюдений может быть один: увеличение продажи газеты в розницу вполне реально. Векторы реализации этой возможности здесь разные. Это и преодоление инертности киоскеров, беспристрастности к этой проблеме райузлов связи. Рынок рынком, а право на получение населением информации по общественно-политической проблематике еще никто не отменял. И если выясняется, что спрос на газету, соучредителями которой являются Правительство и Госсовет Татарстана, больше, чем предложение, то, во-первых, его надо полноценно удовлетворять, а во-вторых, и формировать тоже. И со стороны тех, кто с блокнотом в руках, и со стороны тех, кто за прилавком. Нужна обоюдная инициатива и понимание важности этих усилий. Выигрыш в случае успешного исхода этой акции очевиден и для журналистов, и для связистов, и, главное, для читателей.