Детприемник - только для правонарушителей, а приюты для бродяжек построить не успели

В прошлом году в России прокурорами было опротестовано более 2,8 тысячи актов, ущемляющих права детей. Об этом сообщил начальник Управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генпрокуратуры Александр Бигулов. Прокуроры пришли к парадоксальному выводу, что за полтора года действия Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" борьба с беспризорностью существенно осложнилась. Об этом свидетельствуют и обнародованные недавно результаты прокурорской проверки состояния "беспризорных" служб 30 регионов.


Приемники-распределители, куда раньше доставлялись маленькие бродяжки, теперь реорганизованы в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, и помещать сюда полагается только нарушителей, причем преимущественно по постановлению суда. "Смирных" же, согласно закону, следует доставлять в приюты. Приютов, как водится, построить не успели.


"Из-за того, что социальных приютов недостаточно, безнадзорных детей по старинке везут в приемники", - говорит Александр Бигулов. В итоге детей или принимают туда вопреки действующему законодательству (только в Москве в приемник помещено больше 2000 детей, не совершивших никаких правонарушений). Или не принимают вовсе.


Вместе с тем в России на сегодняшний день, по разным оценкам, насчитывается от 700 тысяч до 2,5 миллиона безнадзорных детей. Однако, как отмечается в официальном заключении этого ведомства, "несмотря на декларации и концепции, в профилактической деятельности срабатывает приоритет карательного начала". Так, в одном из районов Кировской области подросток был направлен в приемник-распределитель только за то, что, проникнув в Дом культуры, "доедал пищу, оставшуюся после праздничного вечера работников местного лесного хозяйства". Порой проще изолировать ребенка в закрытом приемнике, чем решать его проблемы. Именно так поступили в Кронштадте, направив в милицейский приемник двух сестер-сирот, хотя их единственное "правонарушение" заключалось в том, что им просто негде было жить после того, как мать-алкоголичка продала квартиру. Таких случаев в результате проверки было выявлено множество.


Особенно острая ситуация сложилась в Москве и Санкт-Петербурге, куда в поисках лучшей жизни бегут дети со всех уголков России. Кстати, Мосгордума намеревается выступить с законодательной инициативой и специальной поправкой - "отложить" действие закона на территории Москвы на два года, чтобы успеть построить социальные приюты. Однако дело не только в недостатке приютов. За те неполные два года, которые действует закон о профилактике безнадзорности, так и не сформировались органы, которые координировали бы и контролировали эту работу. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по-прежнему действуют на общественных началах, а их ответственные секретари часто занимаются этой работой по совместительству. То, что "по основной специальности" они или заведующие отделами молодежи, или специалисты отдела образования, - обычное дело. А в городе Павловске Ленинградской области делами несовершеннолетних и защитой их прав занимался и вовсе начальник загса.


И.БЕЛАШЕВА.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости