Ключ зажигания для российского автопрома




Вчера состоялась рабочая поездка Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина в Набережные Челны. В международном аэропорту «Бегишево» главу Правительства России встречали Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота, глава муниципального образования «Город Набережные Челны» Ильдар Халиков.

После прибытия в Набережные Челны Владимир Путин посетил научно-технический центр КамАЗа. Его сопровождали Президент Татарстана Минтимер Шаймиев и генеральный директор предприятия Сергей Когогин. В НТЦ главе Правительства были представлены перспективные модели предприятия, в том числе многочисленные машины военного назначения.

Владимир Путин также ознакомился с экспериментальными разработками двигателей, шасси. Он поинтересовался условиями работы у сотрудников НТЦ и пригласил двух из них на совещание в дирекцию.

После посещения научно-технического центра Камского автозавода Владимир Путин провел совещание по вопросам развития отечественного автопрома, в котором приняли участие вице-премьер РФ Игорь Сечин, Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота, руководители российских министерств и ведомств, крупнейших предприятий отрасли и кредитующих их банков.

В зал для совещаний в генеральной дирекции КамАЗа Владимир Путин вошел в сопровождении тех самых сотрудников научно-технического центра, которые после того, как их представил глава российского Правительства, озвучили настроение коллектива автозавода, всех жителей города, который по праву считается автомобильной столицей страны. «Особой тревоги пока нет, — высказали они свое мнение по поводу разразившегося экономического кризиса, — надо работать как можно лучше, и все будет нормально».

Оптимизму рядовых камазовцев, как потом выяснилось по ходу совещания, могли бы поучиться и некоторые «генералы индустрии», которых Премьер вынужден был приводить в чувство саркастическими репликами. А начал он, перед тем как перейти к разговору о намеченных мерах по поддержке одного из ведущих секторов экономики страны, с констатации очевидных фактов: кризис охватил весь мировой автопром. Ведущие корпорации, задававшие моду на рынке, находятся на грани банкротства. Основная причина — резкое падение спроса на машины как со стороны населения, так и коммерческих структур. В ноябре продажи автомобилей упали в Японии на 18 процентов, в Великобритании — на 37 процентов, в Испании — на 49 процентов. К сожалению, не устоял и отечественный автопром: производство «легковушек» в прошлом месяце сократилось на 7,2 процента, а грузовиков — более чем наполовину.

Правительство России своими действиями смягчает эту негативную тенденцию. Бюджетные ресурсы, средства естественных монополий, частных компаний должны пойти на закупку именно отечественной продукции. «Полностью согласен с рабочими КамАЗа, с которыми только что встречался, — подчеркнул Владимир Путин. — У нас есть своя высококачественная техника, есть люди, способные ее делать. И главная задача — обеспечить ей сбыт внутри страны. Когда наши заводы вынуждены сокращать производство, недопустимо расходовать государственные средства на приобретение импортной техники. Я имею в виду так называемый прямой импорт, — уточнил он. — Новые сборочные производства, построенные в России зарубежными концернами, ничем не отличаются от ВАЗа или ГАЗа. Разумеется, при условии выполнения требований по локализации производств в рамках договора с Правительством России».

Владимир Путин обозначил несколько способов поддержки отечественных автомобилестроителей. Государство увеличит закупки для собственных нужд российской техники. На обновление парка машин в МЧС, силовых структурах планировалось затратить в 2009 году 15 млрд. рублей, эта сумма будет увеличена на 80 процентов. При Минтрансе РФ создается специализированная лизинговая компания, в которую направят из различных источников 40 млрд. рублей на закупку отечественной техники для развития дорожной сети. Чтобы помощь была своевременной, уже в первом квартале 2009 года заводам спецтехники выдадут авансы под будущие поставки, а размер авансов увеличится с нынешних 30 до 50 процентов от стоимости контракта. Если машины приобретаются непосредственно у их производителя, минуя перекупщиков, требования по обеспечению условий исполнения контрактов (банковские гарантии, страховка) отменяются.

Второе. Для обновления муниципального транспорта, естественно, отечественной техникой, федеральный бюджет выделяет 20 млрд. рублей. Это будет своего рода очередной национальный проект, участвовать в реализации которого будут и субъекты Федерации, и местные бюджеты. Но львиную долю расходов — 70 процентов — возьмет на себя Москва.

Для восстановления инвестиционного спроса на коммерческий транспорт уставной капитал Росагролизинга увеличен на 25 млрд. рублей. Лизинговым компаниям, деятельность которых сейчас парализована, откроют кредитные линии сроком до 3 лет и по ставке не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, что даст им возможность возобновить свои операции.

В качестве четвертой меры по купированию кризиса станет действенная помощь автозаводам в привлечении финансовых ресурсов. Правительство внесло поправки в бюджет, разрешающие использовать механизмы государственных гарантий по кредитам ключевым предприятиям промышленности, в том числе автомобильной. Это позволит им мобилизовать до 70 млрд. рублей. Еще 60 млрд. рублей должны принести облигации, с размещением которых Владимир Путин пообещал помочь.

В-пятых, предполагается восстановить потребительскую активность населения за счет субсидирования (в размере ⅔ ставки ЦБ РФ) процентных банковских ставок по трехлетним кредитам при покупке гражданами отечественной микролитражки стоимостью до 350 тысяч рублей. Это как раз ценовая ниша ВАЗа, назвал вещи своими именами Владимир Путин после того, как представитель Волжского автозавода стал «жаловаться на судьбу».

Шестой пункт касался проблем Дальнего Востока, связанных с оптимизацией ввозных пошлин, в том числе на подержанные иномарки.

Озабоченность жителей Приморья обоснована, признал Премьер. «Жигули» на побережье Тихого океана стоят в два раза дороже, чем в европейской части страны. Чтобы у этой диспропорции не было объективных предпосылок, решено обнулить транспортные тарифы при перевозке отечественных машин на Дальний Восток (выпадающие доходы железной дороги компенсирует государство). Но таможенные пошлины решено не уменьшать. За десять месяцев этого года на Дальний Восток было ввезено 350 тысяч иномарок, из которых только 15-20 тысяч зарегистрировано ГИБДД по месту покупки. То есть, сделал логичный вывод Владимир Путин, все остальные машины предназначались для перепродажи в других районах страны. Выгодами от коммерческих операций пользуются несколько тысяч человек, а в отечественном автопроме занято полтора миллиона. Мы должны думать прежде всего о них.

С таким выводом согласились все участники совещания.

Первым среди руководителей автозаводов выступил генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин, который заметил, что услышал от Председателя Правительства страны именно то, что хотел услышать. Только увеличенные заказы Министерства обороны и МЧС дают камазовцам три месяца стабильной работы в будущем году. Рынок в России огромен. Даже если кризис уменьшит его объем в два раза, продолжил он, то и в этом случае отечественные автомобилестроители будут чувствовать себя достаточно комфортно, но при одном условии — надежной защите от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежного бизнеса.

Закрывая совещание, Владимир Путин сказал: «Если потребуется, примем и другие дополнительные меры по поддержке отечественного автопрома».

После совещания на КамАЗе, как сообщает «Татар-информ», Премьер-министр РФ Владимир Путин провел двухстороннюю встречу с Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. На встрече обсуждались социально-экономическая обстановка в республике и меры по минимизации последствий мирового экономического кризиса.

По словам Президента РТ, те регионы, которые в последнее время активно развивались, больше всего страдают от последствий мирового финансового кризиса. Реализация крупных проектов потребовала привлечения значительных кредитов, которые надо обслуживать. В настоящее время в Татарстане проводится работа с банками, чтобы эти вопросы разрешались.

«Огромное спасибо, что сегодня на базе КамАЗа рассмотрели проблемы автопроизводителей. В этом секторе в России занято 1,5 млн. человек, а если учесть малые компании, то еще больше. И меры, принятые Правительством РФ, облегчат положение автопрома», — отметил Минтимер Шаймиев.

«Это существенные меры поддержки», — подтвердил Владимир Путин и поинтересовался, как в республике решаются социальные вопросы.

Как сказал Минтимер Шаймиев, пока удается «разруливать» ситуацию по тем предприятиям, где есть сокращения. Все уровни власти и бизнеса взаимодействуют по данному вопросу, и каждая ситуация рассматривается отдельно.

Премьер-министр РФ отметил, что экономика республики диверсифицирована, поэтому у Татарстана есть много возможностей оказать поддержку и помощь и вовремя провести переподготовку кадров на другие специальности.

«Все, что зависит от нас, мы делаем, чтобы выйти из кризиса с наименьшими издержками», — заявил Минтимер Шаймиев.

«Я очень на это рассчитываю», — сказал Владимир Путин.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости