Побывав недавно в Казани на очередной ярмарке вакансий, я увидел любопытную картину: сотни выпускников вузов практически безнадежно пытались найти работу по специальности. Сделать это удалось лишь единицам. Данная ситуация отражает одну очень серьезную общественную проблему.
Нужны строители, а не юристы
Так называемым "модным" специальностям сегодня обучают практически во всех вузах. Все, казалось бы, логично: выпускники школ хотят быть экономистами, юристами и менеджерами по продажам - в вузах эти специальности открываются. Спрос, так сказать, рождает предложение.
Как нам рассказали в Министерстве образования и науки республики, никакие ограничения здесь не действуют. Кафедры по платному обучению популярным специальностям открываются в любых вузах. В техническом без труда можно найти кафедру психологии, а в сельскохозяйственном - отделение юриспруденции. Подобная ситуация пролоббирована самими вузами, ведь от студентов, обучающихся на коммерческой основе, они имеют неплохие доходы. Бизнес, однако!
Вместе с тем, по данным Министерства труда и занятости, в Татарстане в настоящее время наблюдается острый дефицит инженерных специальностей (технологи, химики, электромеханики), тогда как дипломированных юристов и экономистов просто некуда девать. Эту информацию подтверждают и в отделах кадров ряда татарстанских банков. Здесь каждый год вынуждены складировать личные дела свежеиспеченных специалистов - соискателей рабочих мест в банке, обнадеживая их скупым ответом: "Приходите завтра". Нередко многие из обладателей вузовских дипломов, плюнув на былые мечты, идут на производство и в строительные организации, где сейчас неимоверно возрос спрос на рабочих.
При этом количество желающих овладеть "модными" специальностями год от года держится на одном и том же уровне. Так, в приемной комиссии Казанского государственного университета подтвердили, что и в этом году наблюдается ажиотаж при поступлении на гуманитарные факультеты. Молодые люди точно с цепи сорвались, желая непременно стать экономистами, журналистами, психологами. При этом, как правило, после окончания вуза большинство ждет глубокое разочарование - работы по специальности для них нет.
Это подчеркнули и в Центре занятости населения Казани. Большинство из "разочарованных" - свежеиспеченные бухгалтеры. Именно эта часть молодых специалистов оказывает серьезное влияние на уровень регистрируемой безработицы.
Специалисты службы занятости, кроме того, отмечают, что учащиеся не получают в вузах достаточных практических навыков. Они ориентированы, в основном, на непроизводственную сферу деятельности с установкой на высокую заработную плату. Сами выпускники жалуются, что никакого содействия в трудоустройстве по полученным профессиям "родные" учебные заведения им не оказывают.
Я б в рабочие не пошел, пусть меня и обучат
Наибольший процент вакансий в Центре занятости составляют, как можно догадаться, рабочие специальности. Но молодые ребята претендовать на них не хотят. И дело тут не только в маленькой зарплате. Пустуют и такие места, где платят вполне приличные деньги. Молодежь же остается при своем мнении: это непрестижно, немодно. Поэтому неудивительно, что даже на неплохо оплачиваемые места набирают людей из Средней Азии.
Впрочем, основная часть выпускников вузов так или иначе находит работу, в службу занятости обращается лишь каждый десятый. Работают ли молодые люди по "вузовской" профессии, выяснить сложно. Однако, по данным нашего опроса, каждый второй студент к пятому курсу успевает разочароваться в выбранной специальности.
В казанском кадровом агентстве "Бизнес и карьера" уже знают, какие профессии будут востребованы в ближайшие годы. "Нужны будут специалисты технических специальностей, - рассказывает директор агентства Алексей Огурцов. - Уже сейчас у нас немало заявок на инженеров, проектировщиков, причем даже молодым специалистам предлагают неплохие деньги. Ведь сейчас там работают люди предпенсионного возраста. Здесь образовалась ниша, которая пока никем не занята".
Готовь кадры смолоду
Каков же выход из создавшейся ситуации? Часть педагогов казанских вузов ратует за возвращение к системе распределения, существовавшей в советское время. И хотя в те годы она вызывала массу нареканий, сегодня многие ректоры с завистью кивают на государственные военные и милицейские учебные заведения, выпускники которых изначально уверены в том, что без работы не останутся.
"Да, у нас все четко и ясно, - говорит заместитель начальника управления кадров МВД республики Эдуард Усманов. - После окончания, к примеру, Елабужской школы милиции выпускника обязательно направляют в райотдел, где он и будет работать. Аналогичная ситуация в учебных заведениях Минобороны. На каждого специалиста поступает заявка из частей. Молодые офицеры сегодня нужны".
У студентов гражданских учебных заведений уверенности в будущем нет. И с каждым годом все больше выпускников не могут найти работу по специальности: либо нет вакансий, либо уровень зарплаты на предложенной должности не соответствует даже прожиточному минимуму.
Распределение выпускников вузов, считают педагоги, должно быть адаптировано к современным условиям. Контрактная система "государство - вуз - студент", по их мнению, заключается в том, чтобы выпускник отрабатывал определенное количество лет за то, что государство оплачивает ему образование. Таким образом можно будет получить кадры, нужные обществу.
Другая часть преподавателей видит несколько иной выход из положения. Приводят в пример систему заказов на специалистов со стороны определенных цеховых объединений и крупных компаний, действующую во многих западных странах. Там уже с первых курсов студентов готовят к работе на определенной должности в конкретной фирме. В результате компания получает почти готового профессионала. К примеру, при высших учебных заведениях США существуют центры трудоустройства выпускни-
ков, где внимательно следят за студентами последних курсов обучения. Выясняют их интересы, контролируют успеваемость и рекомендуют в различные компании. Помимо этого существуют и цеховые, профессиональные организации, занимающиеся трудоустройством молодых специалистов.
Путь к решению проблемы
Вообще-то, по словам начальника отдела регионализации профессионального образования при Министерстве образования и науки РТ Арслана Султанбекова, система государственных заказов на образование в России уже тоже работает. В прошлом году Татарстану было предоставлено право принимать по государственному (республиканскому) заказу 40 процентов абитуриентов, поступивших на бюджетные места, - по тем специальностям, в которых действительно нуждается местная экономика. Помимо этого есть еще и прямой корпоративный заказ, когда предприятия заключают договоры с вузами на целевую контрактную подготовку специалистов.
Введение в общеобразовательных школах профильного обучения - еще один шаг в направлении решения проблемы. Система специализированной подготовки старшеклассников, считает региональный координатор профильного обучения Министерства образования и науки РТ Лилия Амирова, направлена на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, обеспечить осознанный выбор школьниками своей будущей профессии.
Но самым реальным путем решения проблемы в Правительстве республики сегодня считают создание образовательных кластеров. По сути, речь идет о масштабной реформе в области профессионального образования, которая позволит теснейшим образом увязать систему образования с запросами работодателя. Профессиональные училища будут действовать в одной связке с техникумами и вузами, а руководить всем образовательным процессом будут головные предприятия той или иной отрасли экономики. Они будут "спускать" сверху заявки - по каким специальностям и сколько человек нужно обучить. При этом если выпускник школы придет в профессиональный колледж, он будет знать, что, получая здесь образование, делает и первые шаги на пути к высшему.
Разумеется, это вовсе не значит, что тот, кто, несмотря ни на что, все же хочет стать юристом, не сможет этого сделать. Но подавляющему большинству придется получать такой диплом платно. Можно сколько угодно говорить о том, хороша или плоха эта система, но надо признать одно: государство просто не может позволить себе продолжать за бюджетные деньги готовить людей с высшим образованием, которые будут потом работать кем угодно, только не по специальности. Теперь оно само планирует диктовать моду на рынке труда. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.