За славой я никогда не гонялся. Да и какая могла быть слава у каменщика, который после окончания ПТУ клал в Казани дома, а потом по комсомольской путевке отправился строить новые Набережные Челны. Главное было - оправдать доверие старших товарищей. До сих пор в памяти звучат их слова, сказанные на проводах: "Вы уж, ребята, нас не подведите!" Но с помощью газеты "Советская Татария" я все-таки стал, как бы сейчас сказали, "звездой".
Уже сложно выяснить, в каком печатном издании появилась первая публикация о нашей бригаде, которую я возглавил в начале 1970 года, - большую часть газетных вырезок из своего архива раздал по музеям. На отсутствие внимания со стороны прессы мы тогда пожаловаться не могли. О нас писали журналы "Новый мир", "Огонек". Но московские литераторы, журналисты приезжали и уезжали, а "Советская Татария" всегда оставалась рядом. Вспоминаю ее собкора по Набережным Челнам Николая Першина, к сожалению, слишком рано ушедшего из жизни. Да и многолетний главный редактор газеты Евгений Лисин, будучи заведующим отделом КамАЗа, дневал и ночевал на стройке.
Трудностей на ней хватало, в частности из-за неритмичной поставки материалов. И пресса всегда нам помогала. Преимущество печатного органа обкома КПСС было в том, что, зная в подробностях наши проблемы, его сотрудники в то же время не подчинялись местным партийным властям, могли призвать к порядку руководителей достаточно высокого ранга. Не облачаясь непосредственно в строительную робу, журналисты приближали сроки сдачи объектов.
Невозможно переоценить роль газеты в создании трудового настроя в коллективах строителей. Ведь сам собой он редко возникает. В моей практике такой случай был лишь однажды. Требовалось в предельно сжатые сроки возвести школу №12, и на кладку ее стен отрядили сразу четыре знаменитые бригады, в том числе Георгия Геворгяна. Завелись мы, что называется, с полуоборота. Находясь в пределах визуальной видимости, сами считали, кто сколько машин раствора за смену израсходовал и, соответственно, дал большую выработку. Но трудовое соперничество в масштабах "Камгэсэнергостроя", республики, страны без прессы не обходилось.
"Советская Татария", кстати, не мельчила, ее всегда отличала широта взгляда на историю социалистического соревнования. Невозможно переоценить тот резонанс, который вызвало опубликованное в газете обращение стахановцев - героев первых пятилеток к строителям КамАЗа. Разом была восстановлена преемственность поколений, о которой стали уже забывать. Возведение автогиганта на Каме приобрело дополнительное политическое значение, что, конечно же, способствовало и улучшению материально-технического обеспечения стройки.
Выступая в "Советской Татарии", лидеры соревнования из просто передовиков производства превращались в общественных деятелей. Кроме меня в разные годы депутатами Верховного Совета СССР избирались бригадиры Раис Ганеев, Раис Салахов.
И сегодня, когда, по выражению поэта, "случилась поколений пересменка, круги дождя распались на воде...", хочется поблагодарить газету за то, что она, сменив название, не изменила себе: осталась газетой о людях и для людей.
Вазых МАВЛИКОВ,
Герой Социалистического Труда, почетный гражданин города Набережные Челны