Один "белый", другой "серый"...

Только отъехав от автозаправки пару километров, начинаешь чувствовать, что с машиной происходит что-то не то. Еще пять минут назад тянувшая вполне исправно даже в крутую гору, сейчас она ни в какую не хочет разгоняться и по прямой. Перебрав в уме возможные причины, вскоре свыкаешься с мыслью, что промучиться подобным образом придется, скорее всего, весь день. То есть до тех пор, пока в баке не кончится непонятного происхождения бензин, который ты залил несколько минут назад.


Подобная ситуация знакома, наверное, каждому водителю. Низкокачественный контрафактный бензин сегодня такая же серьезная проблема, как и разбитые дороги. Заливая в бак подобное топливо, мы не только оплачиваем явный "самопал", но и ставим под угрозу "здоровье" двигателя.


Если верить экспертным оценкам, доля некачественного автомобильного топлива на российском розничном рынке превышает 30 процентов. Скачок поставок на российские АЗС контрафактного бензина пришелся на 2004 год. Именно тогда в результате административной реформы по всей стране были упразднены так называемые нефтяные инспекции. Они осуществляли контроль качества ГСМ начиная с добычи сырья и заканчивая попаданием уже готового продукта в бензобак. Это был самостоятельный административный орган, обладавший достаточными надзорными функциями, чтобы сдерживать рост розничных продаж некачественного топлива.


Принятый три года назад Федеральный закон "О техническом регулировании", по сути, ликвидировав систему обязательного контроля качества продуктов нефтеперерабатывающей отрасли, предложил всем участникам топливного розничного рынка добровольно проходить процедуру проверки качества как оказываемых услуг, так и реализуемой продукции. Понятно, что отнюдь не все бросились добровольно облагать себя штрафами. В результате количество реализуемого фальсифицированного бензина в Татарстане поднялось, по данным на январь этого года, до отметки 27 процентов. И это при средней емкости топливного рынка около 2 миллионов тонн в год.


Наша республика к решению этой проблемы подошла, можно сказать, новаторски. Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов при Кабинете Министров РТ (УРИ ТЭР), решение о создании которого было принято в начале прошлого года, является первым в России органом, призванным осуществлять ту же деятельность, что и ликвидированные нефтяные инспекции.


- Правда, если раньше наши решения носили обязательный характер, - говорит глава вновь образованного ведомства Роберт Гилязиев, руководивший в прошлом республиканской нефтяной инспекцией, - то теперь являются лишь рекомендациями. Выявив на АЗС нарушение, мы вправе только проинформировать об этом ее владельца. Тем не менее деятельность управления имеет четкие цели, позволяющие даже таким образом влиять на ситуацию. А именно - обеспечить функционирование проекта по добровольной сертификации участников розничного рынка ГСМ. И, я считаю, уже есть результаты. Периодически проводимый отбор проб моторного топлива показал, что уже в мае этого года количество некачественного бензина снизилось до 7 процентов. Данные за октябрь еще более оптимистичные - 2,16 процента.


Стоит сказать пару слов о сути данного проекта, разработанного непосредственно самим УРИ ТЭР и одобренного Федеральным агентством технического регулирования и метрологии. Всем владельцам АЗС, независимо от количества бензоколонок и объемов торгового оборота, будет предложено добровольно пройти систему сертификации. В том случае, если автозаправочная станция соответствует всем требованиям (начиная с квалификации персонала и заканчивая, конечно же, качеством реализуемой продукции), на ней будет установлен знак качества - изображение бензоколонки на фоне буквы "с". Не имея более действенных рычагов воздействия на недобросовестных участников топливного рынка, Правительство республики таким образом намерено выделить наиболее надежных, порядочных операторов.


Сегодня в Татарстане насчитывается чуть более 830 автозаправочных станций, 167 из них принадлежат ОАО "Татнефть", 131 - компании "Татнефтепродукт". Остальные АЗС находятся в собственности частных предпринимателей - 318 и предприятий - 222. Проведенные в этом году проверки показали, что фальсифицированные нефтепродукты чаще всего встречаются на ведомственных АЗС, созданных для нужд предприятий. Здесь оказались не соответствующими требованиям 33 процента отобранных проб. У независимых операторов, то есть на частных автозаправках, доля некачественного бензина составила 12 процентов. Ниже 5 процентов фальсификата - у "Татнефти" и "Татнефтепродукта".


- Понятно, что прохождение процедуры добровольной сертификации обойдется владельцам АЗС в некоторую сумму, - продолжает Роберт Гилязиев, - но если участник топливного рынка по-настоящему дорожит своей репутацией, для него это не явится серьезной проблемой. По сути, это та же реклама его продукции и его услуг, но реклама, подкрепленная железными аргументами в виде заключения квалифицированных экспертов. Я считаю, что в условиях рынка контролирующие методы должны иметь рыночный, а не административный характер.


По словам Роберта Гилязиева, низкокачественное моторное топливо попадает на автозаправки с промежуточных нефтебаз. Схем реализации фальсификата предостаточно, но наиболее часто используемая выглядит так: оператор закупает, например, один бензовоз сертифицированного бензина, в двух других емкостях привозит различные компоненты моторного топлива, так сказать, полуфабрикат, полученный в ходе переработки нефти и стоящий гораздо дешевле готового бензина. На АЗС все это сливается в одну цистерну и реализуется по документам, полученным при закупке качественного бензина.


На междугородной трассе, например, емкость с таким "коктейлем" расходится за сутки-двое. Жалобы же от потребителей, обнаруживших в бензобаке своего "железного коня" вовсе не то, на что они рассчитывали, поступают гораздо позже. А потому даже при наличии кассового чека чаще всего не удается установить идентичность топлива в бензобаке потерпевшего и в хранилище АЗС. Без этого оператора к административной ответственности не привлечешь.


Система добровольной сертификации, как надеется руководство управления, позволит провести четкую и, главное, хорошо заметную потребителям границу между "белым" и "серым" топливными рынками Татарстана. Подобной программы, как заверили в УРИ ТЭР, нет еще ни в одном регионе России, а значит, вполне можно утверждать, что татарстанский топливный рынок может избавиться от теневого сектора одним из первых. Хотя известно, что нашей системой добровольной сертификации уже заинтересовались в других регионах страны и даже приступили к изучению документации. Сами операторы также стали осознавать преимущество "сертифицированной" автозаправки перед остальными. Если в сентябре всего одна организация изъявила желание добровольно засвидетельствовать соответствие своей деятельности всем нормативным требованиям, то сегодня в стадии предварительной оценки состояния АЗС находятся еще четыре.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости