Пусть боится тот, кто мусорит

information_items_10122999

В буквальном смысле многотонную проблему подняли участники недавнего заседания Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Госсовета РТ.

Речь шла об исполнении законодательства в сфере охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления.

На острую, не теряющую актуальности тему высказались не только депутаты, но и многочисленные представители надзорных органов, в том числе прокуратуры, а также министерств и ведомств республики.

Спорили горячо, предлагали готовые решения. Потому что все понимают: ситуацию нужно сдвинуть к лучшему. Если вдуматься в цифру, которую привел председатель комитета Тахир Хадеев, невольно поежишься: в Татарстане общий объем отходов производства и потребления составляет до 15 млн тонн в год! «Их вывоз, переработка, утилизация – головная боль не только экологов и надзорных органов, – подчеркнул Хадеев, – эти вопросы ежедневно волнуют население, предпринимателей, крупных хозяйственников. На одного человека приходится примерно 8,5 килограмма отходов в день. То есть семья из пяти человек оставляет ежесуточно более 40 килограммов».

Правда, на бытовую сферу приходится лишь 12 процентов отходов. Остальные нам обеспечивают промышленность – 28 процентов, животноводческая отрасль – 60 процентов от общей суммы. А площадь, которую занимают свалки в Татарстане, уже превышает 360 гектаров и продолжает расти.

По проблеме со знанием дела высказались: от Минэкологии – Рамиль Низамов, от Минстроя – Алексей Фролов, от Минсельхозпрода – Назип Хазипов, от Управления Роспотребнадзора по РТ – Алмас Имамов, от Казанской природоохранной прокуратуры – Рамиль Ахметзянов, от Управления Россельхознадзора по РТ – Гульнара Уваева.

Пожалуй, наиболее ярко о стремлении изменить ситуацию заявил заместитель министра экологии и природных ресурсов Рамиль Низамов. Он внес несколько предложений по ужесточению административного наказания физических лиц за несанкционированный сброс мусора. Одна из мер – ввести для нарушителей принудительные работы. Дело это не новое, в советские времена такая мера широко применялась. Это справедливо, считает Рамиль Низамов. Мусорить все горазды, почему бы, если «нашкодил», не поработать на благо родного города или поселка?

Кстати, в дополнение к обязательной отработке предлагается конфискация «орудия совершения преступления». Например, самосвала, с помощью которого мусор вывезли и сбросили в неположенном месте. Согласитесь, это уже ощутимый щелчок. Соответственно, предусматривается и штраф в 5 тысяч рублей (сейчас эта сумма составляет 1–2 тысячи рублей). Все это министерство предполагает оформить в виде законодательных изменений в соответствующую статью КоАП и направить их в Госдуму.

Еще одно предложение, озвученное заместителем министра, тоже требует тщательной проработки, прежде чем обретет вид готового решения. Экологи предлагают ввести премию в сумме тысячи рублей для граждан, которые зафиксируют на фотоаппарат или видеокамеру момент несанкционированного сброса мусора и пришлют этот материал в министерство. У журналистов, конечно, возник вопрос: а если автор съемки – подросток, решивший подзаработать? Ведь он может пострадать, если в процессе съемки его обнаружит взрослый нарушитель! Рамиль Низамов заверил, что все вопросы, так или иначе связанные с участием детей, будут обязательно обсуждены с Уполномоченным по правам ребенка в РТ.

Что касается других предложений, в частности конфискации транспортного средства, то Министерство экологии в этой части не пионер – с подобными предложениями на федеральный уровень уже выходили законодатели из других российских регионов. Но в Госдуме их пока не поддержали. «Все, что касается ужесточения санкций в отношении граждан, нижней палатой не приветствуется. Может, с одной стороны, это и справедливо. Но практика показала, что одними только штрафами нарушителей не испугаешь. И если процедура административного воздействия на юридических лиц отработана, дает результаты, то физические лица от ответственности стараются любыми способами уходить. Поэтому будем добиваться понимания со стороны российских законодателей», – прокомментировал позицию своего ведомства Рамиль Низамов.

Между тем с начала года инспекторами Минэкологии РТ в сфере обращения с отходами производства и по­требления выявлено 1,2 тысячи нарушений, составлено 464 протокола об административных правонарушениях и наложено штрафов на 5,5 млн рублей. Судами республики приняты решения о приостановке деятельности пяти предприятий 2014 году – шести). В правоохранительные органы передано 20 материалов. В рамках санитарно-экологического двухмесячника по очистке территорий муниципальных районов и городских округов выявлено и пресечено 7 тысяч нарушений, к ответственности привлечено 141 юридическое лицо, одна тысяча должностных лиц и 3,2 тысячи физических лиц. Наложены штрафы на общую сумму 26,5 млн рублей. 80 материалов в отношении организаций, допустивших грубейшие нарушения, направлено в органы прокуратуры.

Участвовавший в заседании заместитель Председателя Госсовета Юрий Камалтынов затронул тему отходов животноводства. «Куда фермеру, который содержит, например, десяток коров, девать навоз? – задался он вопросом. – Если уж государство пытается всеми силами донести до сельчан необходимость и пользу развития личных подсобных хозяйств, то, наверное, должно помочь и в решении этой проблемы?»

Владельцы личных подворий с этими вопросами оказались один на один. Между тем в республике назрела необходимость принятия полноценной целевой программы по строительству узловых пунктов приема и переработки отходов животноводства. Процесс этот можно выстроить на условиях государственно-частного партнерства.

Алексей Фролов в свою очередь проинформировал участников заседания, что министерство работает над проектом по созданию в республике шести межмуниципальных зон захоронения отходов. А Рамиль Ахметзянов сообщил, что, по данным прокуратуры, в Татарстане далеко не полностью загружены мусоросортировочные станции и установки по переработке биоотходов, купленные, к слову, на бюджетные деньги. Причина – возросшие расходы на их эксплуатацию.

Свою долю критики привнес Тахир Хадеев. Он отметил, что в республике недостаточно ведется работа по раздельному сбору отходов, особенно компонентов ТБО. Слабо поставлен сбор ртутьсодержащих приборов.

В постановлении, принятом парламентским комитетом, отмечено, что особую проблему представляют промышленные отходы. Нежелание или «отсутствие» у иных организаций возможностей вкладываться в создание замкнутых технологических циклов приводит к увеличению объемов отходов.

В целом существующая сегодня в Татарстане система управления отходами и обращения с ними требует основательной доработки. Нужно менять философию подхода к этим вопросам: чаще обращаться к опыту других стран и регионов, использовать современные технологии, возможности бизнеса. И повышать личную ответственность – платить за нарушения из своего кармана.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости