Культпоход с препятствиями?

information_items_10122442

Денежные поборы в школах стали ключевой темой недавнего заседания парламентского Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Обсуждение шло в весьма эмоциональной атмосфере, что неудивительно – эти моменты всегда цепляют за живое.

Страсти разгорелись вокруг письма Министер­ства образования и науки РТ «О запрете сбора денежных средств и привлечения материальных ресурсов». Читатели «РТ» знают: вопрос этот возник не вчера. Еще осенью прошлого года Мин­обрнауки разослало в школы, отделы и управления образования на местах письмо, которым учителям запрещались любые сборы денег в школах, в том числе на походы в театры и музеи. При этом, как настаивали чиновники от образования, речь не шла о том, чтобы лишить детей возможности приобщиться к культуре. Зато закладывался принципиальный момент – отныне через учителя не будет «проходить» наличность, то есть исключается элемент возможной коррупции.

В министерстве также решили защитить права школьников, в отношении которых нарушается «принцип добровольности», – их вынуждают вместе со всем классом идти в музей или в театр. Правда, в большей степени это отнесли к детям из малообеспеченных семей. Однако депутаты так и не поняли, почему коллективный поход в театр решили классифицировать как проявление «поборов». Ведь цены на билеты фиксированные, кто тут может нажиться?

Важно не допускать до наличных средств сотрудников образовательных организаций, причем не только педагогов, заявили тогда представители министерства. А еще запретить допуск на территорию учебных заведений представителей фирм, которые оказывают платные услуги. Алгоритм взаимодействия с организациями, проводящими культурно-массовые мероприятия, предлагался другой: например, приглашать представителей этой сферы на родительские собрания, знакомить пап и мам школьников с репертуаром и графиком культ­походов.

Учителю в такой схеме оставлялась роль, скажем так, сопровождающего. Тем не менее в октябре на заседании этого же парламентского комитета депутаты поставили инициативу чиновников под сомнение. Тогда принятым по этому поводу постановлением комитет предложил министерству выработать более корректные рекомендации против школьных поборов на любые цели. Спустя семь месяцев парламентарии вернулись к своему постановлению от 15 октября 2014 года. Новое обсуждение показало, что депутаты высказывали опасения не напрасно. Кое-где руководители школ и чиновники от образования, боясь наказания за поборы, восприняли запрет буквально и наотрез отказались от какого-либо сотрудничества с учреждениями культуры.

Однако и на этот раз представители министерства заявили, что ситуация далеко не так критична, как видится некоторым народным избранникам. Заместители главы Мин­обрнауки Лариса Сулима и Гульнара Габдрахманова представили участникам заседания информацию о ходе исполнения прошлогоднего постановления комитета. В частности, Лариса Сулима сообщила: решено, что учащиеся будут посещать те учреждения, которые порекомендует Министерство культуры Татарстана.

Со своей стороны Министерство образования и науки позаботилось о том, чтобы в театры и музеи могли пойти дети из малообеспеченных семей и отдаленных районов Татарстана, предусмотрев на это отдельные средства. Разработан также регламент по организации посещения культурных учреждений. В частности, согласно этому документу родительское участие в процессе – дело сугубо добровольное. Учителя не должны превращаться в распространителей билетов, поэтому принцип остается тот же: движение свободных денежных средств в школе исключено.

Однако министерство предлагает несколько вариантов оплаты билетов: через портал госуслуг, через кассы учреждений культуры, а также с помощью привлечения спонсорских средств. А среди учреждений культуры будет объявлен конкурс на получение гранта за предоставление детского репертуара, «соответствующего учебно-воспитательному процессу».

Этот пассаж сильно озадачил представителей театральной сферы. Депутат Госсовета, главный режиссер Казанского ГАБДТ имени Качалова Александр Славутский заявил, что обижен самой возможностью такой «цензуры». Репертуар его театра и так согласовывается с Министерством культуры, а детские спектакли собирают полные залы!

Конечно, поход в театр на спектакль по произведениям классиков, пусть и регламентированный, – для школьников, особенно средних и старших классов, будет только полезен. Но исходить эта инициатива должна в любом случае от учителя, прежде всего, от классного руководителя. Такое мнение высказала депутат, директор гимназии №102 им. М.С.Устиновой Ирина Бакова. А вот идея «согласовывать» репертуар с родителями учеников ей не по душе: на практике это очень трудно сделать.

Ректор КФУ Ильшат Гафуров тоже не согласился с тем, что ответственность, например, за сбор средств на культ­походы возлагается на родителей, – по его мнению, тогда уж нужно создавать специальные школьные фонды. В том же духе высказались и другие депутаты: совершенствовать работу школ и детских садов по организации той же добровольной благотворительной и спонсорской помощи, безусловно, нужно. Но при этом и палку нельзя перегибать.

Эмоции несколько пригасила заместитель министра образования и науки – руководитель департамента надзора и контроля в сфере образования Гульнара Габдрахманова. Она сообщила, что перед началом нового учебного года будет расписан механизм привлечения спонсорской помощи, а также средств родителей. «Что касается письма о запрете сбора денег, то оно стало откликом на многочисленные жалобы родителей, озабоченных тем, что в дошкольные и общеобразовательные учреждения пошел большой поток самодеятельных организаторов культурных мероприятий. Однако в письме ни слова не говорится о том, что дети не должны посещать культурные учреждения», – подчеркнула она.

Разговор получился долгий и детальный, как оценил его председатель комитета Разиль Валеев: «Эта тема одинаково волнует всех нас. В данной ситуации, как она видится, следует усилить взаимодействие школы и родителей, родительских комитетов. Чтобы за инструкциями, в общем-то, благими, не потерялось главное – духовный интерес школьника к окружающему миру. Ведь школа выполняет не только образовательную функцию, но несет и ответственную воспитательную миссию. Что касается материальной стороны дела, то здесь двух мнений быть не может. Любой сбор денег – только в рамках законодательства».

Итак, что в сухом остатке? Очевидно, что теперь организация школьных культпоходов существенно усложнится. При этом неизбежны разного рода «накладки», которые школьников не порадуют. Но в любом случае неплохо, что ситуация вызвала общественный резонанс, попала под контроль депутатов. И если в итоге, когда все организационные моменты станут привычными, дети смогут спокойно, по своему желанию или по совету учителя ходить в театры, музеи, то и спорить будет не о чем.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости