
Благодаря заботе царствующей благотворительницы наш земляк справился с увечьем и вышел в люди
«РТ» открывает новую рубрику «Старина казанская». Вести ее мы будем совместно с историком-краеведом Анатолием Елдашевым. Публикации будут посвящены малоизвестным фактам из истории родного края. Используя архивные документы, мы расскажем о судьбах наших известных и забытых ныне земляков.
Эти снимки из семейного архива Анатолию Елдашеву передала жительница Казани Валентина Васильевна Кременская.
На первом запечатлены ее дед, участник Русско-японской войны Михаил Волков, и Елисавета Феодоровна, великая княгиня, старшая сестра Александры Феодоровны, супруги последнего российского императора Николая II. Обе фотографии сделаны в июле 1905 года в усадьбе Ильинское под Москвой. Елисавета Феодоровна организовала там госпиталь, где на излечении находились тридцать таких же безногих инвалидов войны, как Михаил Волков. Увечье он, крестьянин села Новоспасское Мензелинского уезда (тогда Уфимской губернии, ныне Заинский район), получил на фронте на Дальнем Востоке.
В прошлом году исполнилось 150 лет со дня рождения великой княгини – между прочим, внучки британской королевы Виктории, принцессы Гессен-Дармштадтской. Долгое время она являлась председателем Императорского православного Палестинского общества, была основательницей Марфо-Мариинской обители в Москве, почетным членом Казанской духовной академии. Впоследствии объявлена Русской православной церковью святой преподобномученицей. В июле 1918 года она примет от новой власти мученическую смерть.
А пока, в феврале 1905 года, княгиня перенесла тяжелую личную трагедию, оставшись вдовой, – ее супруг Сергей Александрович погиб от руки революционера-террориста.
Вот как об этом периоде вспоминала Мария Павловна, племянница Сергея Александровича: «Траур не помешал нам поехать в Ильинское в начале лета. В имении тетя [Елисавета Феодоровна] организовала госпиталь для раненых, который был для нее большим утешением, и большую часть своего времени она проводила там, вникая в мельчайшие детали… В Ильинском моя бабушка, греческая королева Ольга, увлеченно помогала тете, работавшей среди раненых в госпитале…»
После излечения каждого своего пациента Елисавета Феодоровна одаривала деньгами и настенными часами. Можете представить себе часы в сельской избе в начале XX столетия? Жили-то тогда по петухам, а тут – настоящие часы!
Как вспоминает Валентина Кременская, ее деду, зная его происхождение и нужду, великая княгиня подарила в дополнение столь необходимую в быту посуду, а также позолоченные ложки и даже хрусталь. Многое из этих предметов, по словам Валентины Кременской, в голодные 1920-е годы было обменено на хлеб, соль, мыло…
Однако наиболее ценным даром княгини стала вязальная машинка. Вещь для крестьянина, да еще инвалида, незаменимая. Швейное ремесло, по мысли благотворительницы, должно было поддержать сельского жителя. Это ли не пример бескорыстия, сострадания и любви к ближнему!
С выздоравливающими княгиня сфотографировалась на память – с каждым по от-дельности и вместе, передав им позднее снимки в дар.
Михаил Волков провел на излечении в Ильинском четыре года и вернулся домой в 1909 году. По селу передвигался в инвалидной коляске немецкого производства, которой также одарила его благодетельница.
Позднее Михаил Михайлович, скопив денег, построил солидный дом на высоком фундаменте. Двор подвел под крышу, обзавелся хозяйством, стал выращивать скотину.
Когда всматриваешься в фотографии, обращает на себя внимание немолодой возраст Волкова. Действительно, на фронт его мобилизовали в 36 лет. Он родился в 1868 году и был всего-то на четыре года младше Елисаветы Феодоровны. К началу японской кампании у него было четверо детей – дочери Капитолина и Анфиса (умерла в 1943-м
от голода) и сыновья Гермоген и Иван (погиб в годы Первой мировой войны). Приходится удивляться, как столь возрастного и многодетного крестьянина могли мобилизовать, да еще из Казанского военного округа – весьма отдаленного от фронта боевых действий!
В 1909 году у Михаила Волкова родилась последняя дочь Екатерина, в семье которой и сохранилась память о великой княгине.
В дальнейшем Михаил Михайлович поменял вязальную машину на швейную. Этим и жил. Умер в 1923 году. Похоронен на сельском погосте.
Защитникам Отчизны – на добрую память
На этом групповом снимке запечатлены двадцать человек. Разумеется, не обо всех из них сегодня имеются сведения. Но вот что можно сказать о главных действующих лицах, в том числе членах императорского дома.
Крайняя справа – великая княгиня Ольга Константиновна. Она внучка Николая I, старшая сестра великого князя Константина Константиновича Романова, известного поэта, переводчика, драматурга, печатавшегося под псевдонимом «КР». Константин Константинович, к счастью, не дожил до трагедии 1918 года, когда под Алапаевском (ныне в Свердловской области) в угольную шахту живьем с Елисаветой Феодоровной были сброшены его сыновья Иоанн, Константин и Игорь. Ранее он тяжело пережил смерть сына Олега, погибшего в сентябре 1914 года.
Константин Константинович дважды бывал в Казани. В частности, в апреле 1901 года он посетил Казанско-Богородицкий женский монастырь.
Ольге Константиновне на момент фотографирования было 54 года, она старше Елисаветы Феодоровны на тринадцать лет. Ольга Константиновна особенно сблизилась с Елисаветой Феодоровной в этот тяжелый для всех период и помогала в налаживании и обустройстве госпиталя.
Рядом с ней – мальчик в матросской форме. Это Дмитрий Павлович, будущий участник убийства Григория Распутина. Здесь ему четырнадцать лет. Его мать, принцесса Александра, жена Павла Александровича – брата Сергея Александровича, умерла во время родов в 1891 году. Потому Сергей Александрович и Елисавета Феодоровна, не имея своих собственных детей, как родных взяли на попечение Дмитрия и его старшую сестру Марию.
Сама Мария Павловна стоит в центре в элегантной шляпке. Ее Елисавета Феодоровна выдаст замуж через три года за шведского принца Вильгельма.
Шестой справа, в шляпе, – Христофор, сын Ольги Константиновны. Ему здесь семнадцать лет. Как вспоминала Мария Павловна, им втроем с братом и Христофором было привольно, шалить в парке никто не запрещал. Молодые ведь были…
Михаил Волков на фотографии – пятый справа, рядом с Христофором. Уверенность и внутренняя сила, несмотря на тяжелые увечья, чувствуется в облике нашего земляка, как, впрочем, и в лицах других солдат.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна стоит на снимке слева. Тонкие черты усталого лица, глаза, полные печали, говорят о том большом горе, которое переживает эта еще молодая женщина, потерявшая любимого супруга. Темная одежда свидетельствует о трауре, который она носит глубоко в сердце…
Фото из архива Анатолия Елдашева