Как «Поволжские Афины» со столицами спорили

information_items_10119602

В создании казанского театра участвовали и крупные общественные деятели, и труппа крепостных актеров

Более 220 сезонов театр имени Василия Качалова достойно представляет искусство родного края. Этот старейший коллектив страны проводит спектакли с неизменным аншлагом. Превосходная режиссура, сценография, мастерский актерский ансамбль давно стали визитной карточкой прославленного коллектива.

Казанский драматический театр ведет свое начало с 1791 года. Именно тогда казанский губернатор князь Семен Баратаев, отпрыск знаменитого грузинского рода Бараташвили, обратился к столичным властям за разрешением на открытие в городе публичного «варьете».

Вскоре под эти цели выделили один из казенных домов на улице Воскресенской, ныне Кремлевской, почти напротив здания бывшего окружного суда. Труппу составили «разные благородные люди» вроде воспитанника духовной семинарии Спиридона Рождественского, игравшего преимущественно героев-любовников и пользовавшегося впоследствии большим успехом у публики, а также трагика Трофима Константиновича и «героини» Вари Алексеевой. Позже все трое были приглашены в труппы столичных театров.

Первые постановки случались в Казани более или менее постоянно, покуда смерть Екатерины II в 1796 году не наложила вето на сценические зрелища, ибо они подпадали под разряд развлечений, «не совместных» со столь прискорб-
ным фактом. Театральный ритм в Казани был нарушен вплоть до 1802 года, покуда отставной прапорщик Павел Есипов не возвел в Казани здание театра и не создал актерскую труппу.

В 1802 году помещик Есипов выстроил в городе деревянное здание, где давала спектакли сформированная им из своих крепостных крестьян и нескольких вольных труппа, во главе которой в 1805 году становится знаменитый актер и драматург Петр Плавильщиков, заложивший основы художественной культуры городского театра. Как вспоминал Сергей Аксаков, в то время учащийся казанской гимназии, а затем студент Казанского университета, город «обязан Есипову полной благодарностью: Казань имела замечательный театр тогда, когда губернских театров, и то весьма плохих, в целой России не существовало».

Драматический театр некогда по праву занимал третье место в России после театров Санкт-Петербурга и Москвы.В 1836 году в Казани объявился легендарный Михаил Щепкин, который ставит здесь «Ревизора» и сам играет в спектакле роль Городничего. Его ежегодные до 1841 года приезды вместе с дочерью, а затем гастроли Павла Мочалова, Василия Живокини, Александра Мартынова, которого в роли Хлестакова видел в Казани Лев Толстой, учившийся в то время в университете, закрепили на городской сцене принципы реалистического искусства. Казанский театр уже в тот период начинает сравниваться по своему уровню с петербургским и московским театрами.

«Поволжскими Афинами» Казань стали называть чуть позже – в годы антрепризы Петра Медведева, длившейся с небольшими перерывами с 1867 по 1888 год. Талантливейший педагог, он умел раскрывать актерские дарования. Именно под его руководством и именно на казанской сцене вспыхнула звезда Пелагеи Стрепетовой, отсюда началось восхождение на театральный олимп Марьи Савиной и Владимира Давыдова, Александра Ленского и Константина Варламова, Михаила Решимова и Владимира Макшеева.

  • «Поволжскими Афинами» называли дореволюционную Казань благодаря талантам ее театральной сцены. Во второй половине XIX века драматический театр губернского города становится кузницей кадров для императорской сцены – актеры, прошедшие школу в Казани, были украшением петербургских Александринского и Малого театров

Казанский театр становится поистине кузницей кадров для императорской сцены – актеры, прошедшие в Казани школу Медведева, были украшением петербургских Александринского и Малого театров. Наконец, в 1874 году Петр Михайлович формирует оперную труппу и начинает в Казани постоянные оперные сезоны, положившие начало городскому оперному театру.

Позднее антрепризу в Казани держали Михаил Бородай, Николай Собольщиков-Самарин, а репертуар театра держался на произведениях Александра Островского, Алексея Толстого, Писемского, Достоевского, Льва Толстого, Чехова, Горького…

Дом, в котором ныне располагается театр, построен в 1833 году для купца Синякова, затем неоднократно перестраивался. В 1914 году здание приобретает окончательный вид с залом для демонстрации фильмов и для постановок драм и оперетт. Зрительный зал вмещает 505 человек. Сцена шириной 26 метров и глубиной 18 метров оборудована поворотным кругом диаметром 14 метров. В 1948 году театру было присвоено имя Василия Качалова – сразу после смерти актера.

В 2005 году в фойе-атриуме театра торжественно открыт памятник Василию Качалову, а недавно в здании проведен капитальный ремонт.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости