Геликоптер как двигатель прогресса

information_items_10112173

Вертолетостроение – единственная отрасль экономики России, демонстрирующая устойчивое развитие даже в кризисные годы. В этом смогла убедиться корреспондент «РТ», побывав на VII Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia-2014, организованной Министерством промышленности и торговли РФ и прошедшей в московском выставочном центре «Крокус Экспо» с 22 по 24 мая. В ней приняли участие свыше 200 компаний из 19 стран – «Вертолеты России», Airbus Helicopters, AugustaWesland, Bell, Robinson и другие.

HeliRussia – единственная в России площадка, где отечественные и зарубежные предприятия демонстрируют мировые достижения всего спектра продукции и услуг вертолетной отрасли – от проектирования и производства до эксплуатации. Титульный спонсор HeliRussia-2014 – холдинг «Вертолеты России», представивший на выставке самую крупную экспозицию. В его состав входят 16 предприятий, в том числе Казанский вертолетный завод (КВЗ), презентовавший на выставке два новых продукта: легкий многофункциональный «Ансат» – уникальную винтокрылую машину, которая в постперестроечной стране была с нуля спроектирована и изготовлена на серийном предприятии, а также тяжелый многоцелевой Ми-38, успевший, несмотря на юный возраст, стать в своей сфере мировым рекордсменом по высоте полета, скороподъемности и другим характеристикам.

В ТРОЙКЕ МИРОВЫХ ЛИДЕРОВ

Как считают эксперты вертолетостроительной отрасли, эта индустрия в нашей стране переживает настоящий бум. За шесть лет – с 2007 по 2013 год – производство вертолетов выросло почти в три раза. И отечественные винтокрылы настолько перспективны, что в ближайшие годы ожидается увеличение портфеля заказов на всех заводах «Вертолетов России» – улан-удэнском, казанском, ростовском, кумертауском и арсеньевском.

К примеру, новейшая транспортно-пассажирская машина Ми-171А2 (Улан-Удэнский авиационный завод) – глубокая модификация легендарного Ми-8, разработанного еще в шестидесятых годах прошлого века и ставшего самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире. Ми-171А2 может перевозить до пяти тонн груза и выполнять полеты при температуре от минус 50 до плюс 50 градусов по Цельсию. А военный летательный аппарат Ми-28Н ( «Ночной охотник» – детище «Роствертола») способен практически на любые маневры в небе. В условиях ожесточенного боя и при плохой видимости он легко обнаружит и уничтожит живую силу, бронетехнику, плавсредства и воздушные суда, установит минное поле.

Современнейший тяжелый многоцелевой Ми-38 (КВЗ) может перевозить более пяти тонн груза внутри салона и свыше семи тонн – на внешней подвеске. Область его применения многообразна – в качестве пассажирского и поисково-спасательного аппарата, летающего госпиталя и так далее…

По итогам 2013 года «Вертолеты России» по объемам поставок в сегменте винтокрылых машин массой более 1300 килограммов вышли на третье место в мире, передав заказчикам 275 новых машин (100 из них произведены Казанским вертолетным заводом). На втором месте по этому показателю – американская компания Bell Helicopters, поставившая 291 винтокрыл. В лидерах – европейская корпорация Airbus Helicopters, продавшая 497 геликоптеров. Что касается рынка легких вертолетов, то здесь по-прежнему нет равных американскому концерну Robinson, который за прошлый год выдал на-гора 523 четырехместные «малышки».

БИЗНЕС ВНЕ ПОЛИТИКИ

По данным «Вертолетов России», в настоящее время мировой парк винтокрылой техники насчитывает более 60 тысяч единиц, в том числе почти девять тысяч – советского и российского производства (4150 из них выпущены предприятиями холдинга). Прогнозируется, что доля наших вертолетов в этом глобальном парке ежегодно будет динамично увеличиваться.

– В течение последних шести лет на Казанском вертолетном заводе стабильно растут объемы производства, – говорит заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России», генеральный директор КВЗ Вадим Лигай. – В прошлом году выручка предприятия от реализации продукции превысила 42,2 млрд рублей, то есть возросла по сравнению с предыдущим годом на 20,3 процента. Ожидаем повышения этого показателя по итогам нынешнего года как минимум процентов на пятнадцать. 76 из ста выпущенных в 2013 году машин ушли на экспорт.

По словам Вадима Лигая, в прошлом году в структуре экспортных заказчиков первое место заняла Индия (24,4 млрд рублей), куда с 2010 года в соответствии с контрактом с Министерством обороны этой страны было отправлено более сотни казанских военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5. Работы по исполнению дополнительного соглашения на поставку еще 71 вертолета должны быть завершены в 2015 году. На втором месте – США (6,2 млрд рублей), приобретавшие наши винтокрылы для Афганистана, на третьем – Азербайджан (3,8 млрд).

Не опасается ли руководство КВЗ ухудшения производственных показателей в связи с усложнившейся политико-экономической ситуацией в мире из-за украинского кризиса, ведь среди заказчиков завода – США, а предприятие «Мотор Сич», расположенное на Украине Запорожье), является основным поставщиком двигателей на казанские вертолеты линейки Ми-8/17? На этот вопрос корреспондента «РТ» Вадим Лигай ответил следующее:

– Пока мы не почувствовали проблем с поставками нашей техники зарубежным заказчикам. И «Мотор Сич» работает строго в соответствии с контрактом. Легкие многофункциональные «Ансаты» оснащаются двигателями канадской компании Pratt & Whitney, и тоже никаких предпосылок к нарушению соглашений с ней нет. Что будет дальше? Такой прогноз я дать не могу. Однако мы намерены не только сохранить сегодняшние рынки сбыта в других странах, но и освоить новые, по крайней мере в Южной Америке. И все же необходимо подготовиться к возможным рискам, которые могут возникнуть в следующем году. Поэтому сейчас активно продвигаем наши новые продукты – легкий «Ансат» и тяжелый Ми-38, сертификационные работы по которым подходят к завершающей стадии.

Представители компании «Мотор Сич», также принявшей участие в выставке HeliRussia-2014, подтвердили слова Вадима Лигая: мол, бизнес вне политики, деловые связи с КВЗ не нарушены. Вместе с тем запорожцы высказали обиду на казанцев за то, что на «Ансаты» ставятся канадские движки, а не украинские, как планировалось изначально.

К слову, в этом месяце Казанский вертолетный завод выпустил юбилейную, 7500-ю винтокрылую машину семейства Ми-8/17 – военно-транспортный борт Ми-8МТВ-5, который, что особенно приятно, останется в нашей стране и будет передан Военно-воздушным силам России.

ВЕРТОЛЕТ-ТРАНСФОРМЕР В МЕДИЦИНСКОМ ОБЛИЧИИ

Санитарный «Ансат» с установленным внутри медицинским модулем привлек повышенное внимание выставочной аудитории. Оно и понятно – врачи «медицины катастроф» тут же демонстрировали вертолет в деле: манекен, изображавший пострадавшего в крайне тяжелом состоянии, загружали на носилки, помещали в салон, а затем «реанимировали» предполагаемого больного.

  • В течение последних шести лет на Казанском вертолетном заводе стабильно растут объемы производства. В прошлом году выручка предприятия от реализации продукции превысила 42,2 млрд рублей, то есть возросла по сравнению с предыдущим годом на 20,3 процента. Ожидается повышение этого показателя по итогам нынешнего года как минимум процентов на 15

– Почему на выставке представлена именно санитарная версия «Ансата»? – спрашиваем главного конструктора опытного конструкторского бюро КВЗ Алексея Гарипова, одного из самых молодых руководителей завода, назначенного на эту должность в 32-летнем возрасте в 2010 году. Он пришел на предприятие в 1999-м сразу после окончания Казанского авиационного института.

– Потому что в нашу эпоху многочисленных природных и техногенных катастроф эта модификация вертолета очень востребована в мире для эвакуации тяжелобольных, – отвечает собеседник. – На борту, оснащенном специализированным медоборудованием, в процессе полета проводится интенсивная терапия. Семи-, девятиместный «Ансат» – вертолет-трансформер. Из пассажирского варианта легко переделывается в грузовой, санитарный, поисково-спасательный, роскошный виповский и так далее.

Врачи «медицины катастроф» тут же демонстрировали вертолет в деле: манекен, изображавший пострадавшего в крайне тяжелом состоянии, загружали на носилки, помещали в салон, а затем «реанимировали» предполагаемого больного.Как сообщил Алексей Гарипов, в августе прошлого года был получен сертификат типа на грузовую версию этой машины с гидромеханической системой управления. Сейчас ведутся работы по сертификации типа на систему улучшения устойчивости вертолета, что позволит повысить комфортность его пилотирования. Соответствующий документ предполагается получить в октябре текущего года. Далее планируется сертифицировать пассажирскую и медицинскую модификации, на что уйдет еще три-шесть месяцев.

– После всех этих процедур получим утилитарный вариант «Ансата» – эдакую «рабочую лошадку», которая позволит нашим пользователям эксплуатировать ее по своему усмотрению, – резюмировал главный конструктор.

Первый полет этой легкой машины с электродистанционным управлением состоялся в 1999 году. Сейчас 25 вертолетов данного типа используются Министерством обороны РФ для обучения пилотов. На днях курсанты Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина приступили к учебным полетам на шести «Ансатах», переданных им в прошлом году.

АВИОНИКА – ОСНОВА АВИАЦИИ

На выставке HeliRussia-2014 произошло весьма важное событие – был подписан документ, направленный на повышение конкурентоспособности российской вертолетной техники на международном рынке. Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев и генеральный директор концерна «Радиоэлектронные технологии» его состав входят 97 предприятий) Николай Колесов, десять лет возглавлявший казанский завод «Элекон», заключили соглашение о формировании Центра комплексирования бортового радиоэлектронного оборудования вертолетов.

По словам Николая Колесова, вертолет должен стать объектом высокого интеллектуального содержания. Уровень современной авиационной техники определяется прежде всего уровнем авионики, стоимость которой уже сейчас составляет 50 процентов от цены вертолета и далее будет расти. Компетенция по созданию бортового радиоэлектронного оборудования передается специализированному совместному предприятию (СП), которое будет заниматься научно-техническими разработками, проектированием, производством и обеспечением эксплуатации элементов авионики, соединяя их в единую интегрированную интеллектуальную систему.

– Фактически новый центр будет работать по принципу «одного окна», то есть объединит всех поставщиков электроники для отечественных винтокрылов. СП станет проводить все конкурсные процедуры на поставку техники, выбирать лучшие продукты, значит, и отвечать за их качество, – пояснил директор по инновационному развитию и государственным программам ОАО «Вертолеты России» Владимир Макарейкин. – Причиной более шестидесяти процентов случаев авиационных катастроф является человеческий фактор. Следовательно, нужно совершенствовать авионику, чтобы максимально исключить пилота от управления летательным аппаратом.

Правда, заместитель генерального директора по НИОКР – генеральный конструктор концерна «Радиоэлектронные технологии» Гиви Джанджгава не согласился с последним утверждением.

– Авионика должна помогать летчику управлять машиной в любых экстремальных условиях, а не исключать его из этого процесса, – считает он.

Но стороны единодушны в том, что СП повысит эффективность конструкторской и производственной кооперации холдинга и концерна в рамках программ дальнейшей модернизации существующих и создания перспективных боевых и гражданских вертолетов.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости