
Электронная торговля сегодня не просто процветает, она развивается семимильными шагами. И до последнего времени на безграничных просторах Всемирной паутины комфортно чувствовали себя и легальные магазины, и «серый» рынок, и рядовые интернет-пользователи. Однако «электронный привоз» в последнее время ожидают перемены…
В заграничных веб-магазинах можно купить практически все – от крупногабаритного оборудования до канцелярской скрепки. Куда как проще: включил компьютер, выбрал, что душа пожелает, кликнул «мышкой», забронировал товар, и… остается только подождать посылку по почте или сходить за товаром на склад. Покупатели по достоинству оценили преимущества веб-покупок: электронный шопинг возможен в любое удобное время, он существенно проще, чем обход в поисках нужного товара такого же количества традиционных магазинов. А уж о том, что данный вид торговли доступен жителю даже самой отдаленной глубинки, и говорить нечего. Ну и последний аргумент: товар веб-покупателю обходится дешевле, а ассортимент его намного шире.
Конечно, при этом существуют определенные риски: можно выбрать одежду неподходящего размера, губную помаду не того цвета или вовсе получить ошибочно забронированный товар. Если покупка доставляется по почте, то поменять ее, как правило, уже невозможно. Другое дело, если заказ делается в магазине, имеющем собственный склад в родном для покупателя городе. Администрация старается угодить клиентам и охотно идет на замену или вовсе разрешает отказаться от покупки.
Впрочем, ушлые татарстанцы нашли способ обезопасить себя от ненужных рисков. Прежде чем заказать одежду или обувь в зарубежных магазинах, они обходят бутики, примеряют понравившиеся вещи, записывают параметры товара и затем по своей шпаргалке делают заказ. Покупка товаров известных брендов в веб-магазинах, даже с учетом стоимости их доставки, обходится процентов на сорок дешевле, чем в традиционных торговых сетях. Откуда такая разница в цене? Дело в том, что пошлиной в размере 30 процентов от таможенной стоимости товаров пока облагаются только посылки, ценность которых превышает одну тысячу евро, а вес – 31 килограмм. Легальные крупные магазины, как правило, не укладываются в эти границы и уплачивают сборы. А «серый», более мелкий рынок ввозит товар без уплаты каких-либо пошлин: для этого достаточно не превышать оговоренные пределы по весу и стоимости и задекларировать груз на границе как товар «для собственных нужд». Сами понимаете, что на самом деле приобретенные товары предназначены для последующей перепродажи. Вот так, экономя на затратах при организации торговли и таможенных сборов, нелегальный рынок формирует низкие цены и получает конкурентные преимущества и перед традиционной розницей, и перед легальными интернет-магазинами.
Именно по инициативе последних в лице Российской ассоциации компаний интернет-торговли, а также Федеральной таможенной службы готовятся жесткие ограничения в этом секторе экономики. В прессе появились сообщения, что беспошлинный лимит для россиян будет сокращен с 1000 евро до 150.
Побывавший недавно в Татарстане глава Минсвязи РФ Николай Никифоров подтвердил, что Правительством такая возможность действительно рассматривается. «Окончательное решение по этому вопросу пока не принято, предложение будет направлено на рассмотрение в рамках процедур Евразийской экономической комиссии», – сказал министр, выразив сомнение в том, что новый порог в полторы сотни евро сильно ударит по карману основной массы потребителей интернет-услуг. В качестве аргументов Николай Никифоров привел данные мониторинга почтовых отправлений, проведенного его специалистами: восемь из десяти посылок укладываются в обозначенные 150 евро, и лишь каждая пятая веб-покупка превышает потолок в тысячу евро.
Какой именно пошлиной будут теперь облагаться интернет-товары стоимостью выше 150 евро, официально не объявляли, однако, по данным разных источников, эти границы варьируются от одного до 30 процентов от их таможенной стоимости. ИТАР-ТАСС со ссылкой на начальника Московской таможни Центрального таможенного управления Александра Дурова заверяет, что размер таможенной пошлины будет определяться после тщательного анализа и в зависимости от результатов общественного обсуждения. Но вот Российское общество защиты прав потребителей уже выступило против нововведений. Мы связались с его председателем Михаилом Аншаковым, который без обиняков заявил, что в новациях фискальных органов просматривается желание угодить узкой группе лиц – владельцам крупнейших торговых сетей, а заодно пополнить казну за счет тех, кто почувствовал всю прелесть цивилизованного интернет-шопинга. «Общество защиты прав потребителей ратует за сохранение действующих условий интернет-покупок, отказ от введения пошлины и введения каких-либо ограничений платежей через Интернет, каковые, как предполагается, последуют в самое ближайшее время», – заявил Михаил Аншаков.
Мнение «общественности» в лице владельцев «серых» виртуальных магазинов, коих потеря пошлинной лояльности лишит конкурентного преимущества, вполне предсказуемо: они тоже против. Предсказуемы и их последующие действия: возросшие таможенные расходы они станут перекладывать на конечную стоимость товара, что вызовет его удорожание. А это уже придется не по душе конечным потребителям веб-услуг, которым останется утешаться мыслью, что доход от таможенных пошлин, как заявлено в одном из официальных документов, станет «одним из источников средств для развития инженерной инфраструктуры ЖКХ».
Каким бы ни оказалось в итоге общественное мнение, поход на электронную коммерцию, уверены, неминуем. И раз уж государство решило усилить регулирование торговли в киберпространстве, то ему не стоит ограничиваться закручиванием финансовых гаек, а следует приложить все усилия для стимулирования качественного развития этого сектора торговли.