
«У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?..» Эти строчки из стихотворения Владимира Маяковского «Кем быть?» знают, наверное, большинство россиян. И наверняка, как и герой этого произведения, мы с ходу сможем назвать с десяток, ну максимум с полсотни профессий.
Вместе с тем существует весьма любопытный документ, его последнюю редакцию Министерство образования и науки России опубликовало в августе текущего года. Это «Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение». Список состоит из 4657 (!) специальностей, причем, заметьте, только начального и среднего профобразования. То есть вузовские кадры сюда не входят. Кстати, в прежний перечень, увидевший свет в мае 2011 года и нынче утративший силу, были включены только рабочие профессии, в этом году к ним присоединили 142 должности служащих.
«ПРЕСТИДИЖИТАТОР» – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО!
«Я б в рабочие пошел, пусть меня научат…» Эти слова Маяковского сегодня на фоне вышеназванного перечня звучат несколько примитивно. Ведь в российских колледжах, как утверждается данным документом, проводится обучение аж по 4515 рабочим специальностям, и молодому человеку сосредоточиться на какой-то одной довольно затруднительно. Тем более, многие имеют настолько «кудрявые» названия, что, как говорится, без подогрева не разберешься…
Помните замечательный советский фильм-сказку Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса»? Один из потенциальных женихов дочери подводного царя Чуда-юда два года и один месяц обучался в заморской школе престидижитаторов. «И что ты там делал?» – спросил царь. «Два года учился произносить слово „престидижитатор“ и целый месяц занимался гипнозом», – ответил претендент на руку красавицы.
Интересно, сколько бы времени ему понадобилось для того, чтобы запомнить название такой профессии (из области производства электронной техники), как, к примеру, координатографист прецизионной фотолитографии? Или, допустим, речной рабочий на подводно-технических, габионных и фашинных работах, выполняемых с поверхности (это из раздела «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы»). Представляете, сколько строчек в трудовой книжке займет столь специфическое наименование специальности? Между прочим, в перечне есть и более длинные названия. Например, оператор поста управления агрегатами непрерывного травления, обезжиривания, лужения, оцинкования, лакирования и отжига (сфера машиностроения и металлообработки). К чему такие подробности? Или это для особо тупых абитуриентов – мол, пусть сразу понимают, на что идут?
Так и хочется сказать чиновникам от образования, сочиняющим подобное: «Вы бы еще весь технологический процесс изготовления детали в наименование профессии внесли. Господа, будьте проще!»
Впрочем, справедливости ради отметим, что в списке имеются и очень лаконичные названия. Самые короткие – ткач, няня, дояр и чтец. И если первые три профессии относятся к рабочим, то чтец числится в разделе «Должности служащих».
ЗА СВЕЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ОБИДНО
В новом документе сохранилось деление рабочих профессий на две категории – общие для всех сфер экономики и отраслевые. В общих значатся 175 наименований. В прежнем перечне было 184, но девять исключили из него. К примеру, водителя транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Да-а, сложновато для понимания. Из списка выпали промышленный альпинист, кондуктор, частный детектив (надо же, тоже относился к рабочим), охранник и ряд других профессий. Выходит, обучение по этим специальностям теперь не ведется.
В этом разделе есть профессии с совсем, казалось бы, несовременными названиями – варщик смолки, возчик, гуртовщик, истопник, клеевар, кучер, охотник промысловый, полотер, сливщик-разливщик, стеклопротирщик, чистильщик, даже носильщик, то есть по всем ним «осуществляется профессиональное обучение», как написано в документе. Любопытно, каким образом в колледжах учат на носильщика или полотера?.. Здесь же машинист эксгаустера. Что это за зверь? Не совсем понятно, поскольку у слова «эксгаустер» несколько значений: приспособление для ловли мелких насекомых; устройство в автоматических установках пожаротушения; устаревшее название производственного вентилятора. А лаборант-сенситометрист, оказывается, призван испытывать на прочность кинофотоизделия. В общем, сплошные открытия!
Уверена, мало кто догадается, какая отрасль лидирует по числу профессий… Не буду томить – текстильное производство, где их 281 наименование! На втором месте – машиностроение и металлообработка: 239 специальностей. «Бронза» досталась черной металлургии – 224 профессии.
А вот в «бедном» свечном производстве лишь одна специальность – изготовитель свечей. Прямо-таки обидно за отрасль. Так и хочется совершить экскурс в историю. Ведь прародителем одной из брендовых татарстанских компаний – «Нэфис Косметикс» – является стеариново-свечной завод братьев Крестовниковых, открытый в Казани в 1855 году и ставший очень успешным предприятием, где были внедрены многие ноу-хау ученых знаменитой казанской химической школы…
А может, наоборот, свечной отрасли повезло, что ее специалистов не стали классифицировать абсурдно-детально, как, например, машинистов в строительной сфере, где их насчитывается 66 видов. В прошлом перечне было 76, но десять специальностей (весьма неудобоваримых названий) все же сократили. Тем не менее остались наименования типа «машинист механического оборудования землесосных плавучих несамоходных снарядов и грунтонасосных установок». Простенько и со вкусом….
ОТ ШПРЕДИНГИСТА ДО КОМПЛЕКТОВЩИКА КОСТЕЙ
Встречаются два одноклассника, не видевшиеся много лет. Естественно, интересуются родом деятельности друг друга. Как вы думаете, будет ли приятно
В общем, названия многих сегодняшних рабочих специальностей, которые числятся в государственном реестре профессий, вызывают, мягко говоря, удивление. Неужели нельзя было придумать
Однако, штудируя труд федерального Минобрнауки, можно узнать много интересного. Допустим, к категории редких профессий относится шпредингист, который значится в разделе «Производство медикаментов, витаминов, медицинских, бактерийных и биологических препаратов и материалов». Шпредингист обслуживает шпрединг-машины, наносит на ленту шифона равномерный слой специальной массы. Получается медицинский пластырь – продукт, который будет востребован на рынке всегда, так что безработица такому специалисту не страшна.
В список должностей служащих входит шипчандлер (от англ. ship – судно и chandler – мелкий торговец) – это лицо, поставляющее на суда, находящиеся в порту, продовольствие, предметы ширпотреба и техническое снаряжение. Кстати, к служащим, которые обязаны иметь среднее профессиональное образование, также относятся крупье и портье…
Признаюсь, этот перечень профессий – увлекательное и познавательное чтиво на семи газетных страницах формата А2 мелким-мелким шрифтом – расширил мой кругозор. Но остался один, на мой взгляд, очень больной вопрос. В постперестроечный период многие техникумы и особенно профтехучилища пришли в упадок, некоторые почили в бозе. Так неужели наша система образования справляется с подготовкой столь разнообразной армии специалистов?
Анекдот в тему
Отец спрашивает Вовочку:
– Ну, сын, ты уже большой, выбрал, кем хочешь быть, когда вырастешь?
– Да, пап! Хочу быть мойщиком бассейнов.
– И все?
– Нет, еще садовником, сантехником и доставщиком пиццы.
Отец задумался, почесал затылок и кричит жене:
– Слышь, мать! Похоже, он нашел ту кассету.