Его стратегия прорыва

information_items_10106812

Юрий Демидов принадлежит к известному в республике роду, каждый из представителей которого обладает твердой гражданской позицией как одной из составляющих патриотизма, чтит монолит родственных отношений как предмет семейных ценностей. Не так уж и много у нас примеров, чтобы из одной семьи вышли два министра, три руководителя районов, четыре депутата республиканского уровня…

В 47 лет Юрий Иванович Демидов возглавил Министерство местной промышленности ТАССР. Для него это был возраст расцвета сил в сочетании с солидным опытом работы.

А началась его трудовая деятельность в родном Лаишевском районе. Здесь Юрий Демидов после комсомольской работы возглавил отстающий колхоз «Комбайн», а уже через четыре года показал всей республике передовые для того времени технологии в животноводстве и растениеводстве. Второй секретарь райкома КПСС, председатель райисполкома – дальнейшие вехи биографии Юрия Ивановича на малой родине. Оценкой работы станет награждение его орденом «Знак Почета».

После учебы в Москве в ВПШ были девять лет напряженной работы на посту первого секретаря райкома партии в Верхнеуслонском районе, положение дел в котором было до этого незавидным. Говорили так: если надо привести отрицательный пример, смело называй Верхний Услон – не ошибешься. Не так-то просто было разбить этот стереотип. Демидову удалось это сделать.

В ту пору район практически одним из первых в республике стал заниматься газификацией. Началось бурное строительство производственных помещений, объектов социальной сферы, жилья, для чего в районе была создана своя строительная организация. Практически с нуля будут построены базы Сельхозтехники со взлетно-посадочной полосой, Сельхозхимии, мелиорации. Откроется училище по подготовке механизаторов широкого профиля. Будет построена дорога с асфальтовым покрытием, соединившая район с железнодорожной станцией Куланга Апастовского района. В условиях паромной переправы, при отсутствии моста через Волгу, она станет для района основной снабжающей артерией.

Услонцы сами стали справляться с уборкой зерновых, без привлечения сил из других районов, как это практиковалось раньше. Первыми в республике стали применять механизированные отряды по вспашке земли, уборке урожая, заготовке кормов.

В основу работы с кадрами ляжет жесткий спрос с руководителей всех рангов и заботливое отношение к простым труженикам. Юрий Демидов сам преподал тогда настоящий урок дисциплины, обязательности, пунктуальности. О его работоспособности ходили легенды. С первых дней на рабочем столе первого секретаря появилась табличка со словами: «Кто хочет что-нибудь сделать – находит средства, кто не хочет ничего делать – находит причину».

Появились новые формы общения руководства района с людьми: День школы, День животноводов, День открытого письма и т.д.

Многие труженики до сих пор отзываются о Демидове с душевной теплотой, отдавая дань уважения его человечности, заботы о простых людях. Характерный пример: Юрий Иванович знал в районе по имени и отчеству большинство механизаторов и животноводов.

Видимо, судьбой ему было предначертано оказываться на прорывных участках. К тому времени, когда Юрий Демидов возглавил Министерство местной промышленности, оно отставало по многим позициям, под угрозой находилось выполнение госплана. Сказалось отсутствие министра – после скоропостижной смерти Николая Халимовича Козлова этот пост более полугода был свободным. Но главными причинами отставания были организационные. Это новый министр поймет сразу, как только войдет в курс дела. Многие предприятия в 29 районах республики находились тогда в статусе филиалов, а раз нет самостоятельности, то отсутствует и развитие. Так, в объединение «Швейник» с центром в Юдино входили на правах филиалов Елабужская, Казанская, Лениногорская, Бугульминская и Юдинская швейные фабрики. Такая же картина с объединением «Меховщик», Карадуванской мебельной фабрикой и т.д.

Демидову удалось убедить своего куратора в Совете Министров в необходимости изменения статуса предприятий, что было нелегко в условиях существовавшей политики укрупнения производства. Так появились 42 самостоятельных предприятия вместо громоздких 15. Кстати, в Верхнеуслонском районе Юрий Иванович также инициировал разукрупнение больших совхозов. Появятся хозяйства «Новая жизнь», «Дальний», «Ташовский», «Красный Дол», «Набережный», в результате чего отнесенные к разряду неперспективных территории начнут развиваться.

Получившие самостоятельность предприятия стали всерьез заниматься развитием производства, расширяли ассортимент продукции. Например, на Арской фабрике, помимо пошива национальной, начнется выпуск и повседневной обуви – до миллиона пар в год. В Кукморе будет построен новый завод металлопосуды взамен старого, возведенного еще при царе Горохе. Уже тогда новое производство будет готово работать на экспорт. Общая численность работающих в отрасли дойдет до 8 тысяч человек, а ассортимент продукции приблизится к полутысяче наименований.

Как вспоминает С.Афанасьева, проработавшая в системе местной промышленности 40 лет, сотрудники министерства до Демидова потеряли всякую надежду на получение квартир. Юрий Иванович вернул ее за счет участия вместе с городом в долевом строительстве жилья.

Как когда-то в Верхнем Услоне, он и здесь поставит вопрос ребром: нам не по пути с теми руководителями, которые не занимаются строительством жилья для своих рабочих. В структуре министерства появилась строительная организация. Удалось забрать в свои руки лежавший почти в руинах Васильевский кирпичный завод, восстановить его и начать производить до полутора миллиона штук кирпича в год. И дело пошло. Только в Казани было построено хозяйственным способом 112 квартир, в основном в домах коттеджного типа. Сначала в горисполкоме с сомнением отнеслись к демидовской политике коттеджного строительства, ему так и говорили: ты теперь в Казани живешь, а не в деревне, какие тебе еще одноэтажные дома? Время подтвердило правильность демидовского курса.

Министерство местной промышленности активно применяло труд надомников – инвалидов, многодетных матерей. Демидов пойдет еще дальше: помимо Казанского, появились еще четыре комбината надомников – в Набережных Челнах, Лениногорске, Нижнекамске, Елабуге, а количество работающих в них перевалило за тысячу.

Побывав в первый же месяц работы на всех предприятиях, встретившись с людьми, министр определил программу действий. Главное – обеспечение тружеников жильем. Кроме того, на всех крупных предприятиях заработают столовые, а где коллективы были небольшими – комнаты приема пищи. Точно так же в свое время он буквально насаждал своей железной волей подобные комнаты для животноводов на фермах.

Демидовская забота о людях развернулась широким фронтом. По договоренности с министром ЖКХ Юрием Акимовым, в Васильеве на территории «Зеленого бора» построили корпус санаторного типа на 100 мест. В Верхнеуслонском районе и в Васильеве была выделена земля под дачи. Еще до официального учреждения Дня пожилых людей Демидов введет чествование ветеранов отрасли. И расширит границы благотворительности.

Все сделанное не замедлило сказаться на результатах. Если в первый год все же удалось с трудом выполнить план, то в последующем проблем с этим у министерства уже не было. Через три года оно стало одним из лучших в России. Подтверждением успехов стало неоднократное присуждение переходящего Красного Знамени Местпрома РСФСР, проведение на базе министерства двух всероссийских совещаний. Личный вклад Юрия Демидова будет отмечен званием «Заслуженный работник легкой промышленности Республики Татарстан».

А потом грянули так называемые «лихие» девяностые, в пучину реорганизации свалилось и Министерство местной промышленности. Сначала оно стало производственным объединением «Татарместпром», затем аналогичным акционерным обществом. Демидов не переживал, что теперь является не министром, а генеральным директором. Главное – удалось в основном сохранить производство, большинство рабочих мест.

При акционировании предприятия теряли государственную поддержку, но и в этих условиях не только оставались на плаву, но и работали рентабельно, став в итоге самодостаточными. Более того, некоторые из них стали градообразующими. Так, за счет Тюлячинской мебельной фабрики в селе, где она находится, построены 40 жилых домов и детский сад, проложен водопровод. Таких примеров, когда предприятия буквально остановили процесс распада населенного пункта, немало.

В свои семьдесят пять (юбилей он встречает завтра) Юрий Иванович остается на посту. Он бодр, энергичен, скрупулезен до мелочей. По нему, как и раньше, можно сверять часы. Все тот же идеальный порядок на рабочем столе. Те же манеры в поведении, привычки. Он никогда не повысит голос, тем более не сорвется на крик. «Спокойно скажет, но так, что его слова пробирают насквозь», – вспоминает одна из работниц министерства.

А он рад любой весточке из дорогих его сердцу мест, они служат своеобразным мостиком между прошлым и настоящим. Тем прошлым, за которое можно смело и открыто смотреть жизни в глаза. И тем настоящим, что множит заслуги прошлого.

Александр ПРОСТАТОВ

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости