
В сети магазинов одной известной торговой фирмы действует правило: у входа вас обязательно остановят и заставят оставить сумку или пакеты на хранение. Вещи хранятся тут же, в открытом доступе на столе, причем выдаются, что называется, по первому требованию покупателя: укажет тот на сумку или пакет, и, пожалуйста, получай.
И эта фирма не одинока в своих правилах.
В Казанский территориальный орган Госалкогольинспекции обратилась гражданка. Зайдя за кормом для кошки в расположенный рядом с домом магазин с ранее купленными продуктами, для экономии времени она попыталась пройти в торговый зал с сумками. Однако от нее по-требовали оставить их в камере хранения, что женщина и сделала. Открыв после совершения покупки ячейку, в которой оставила вещи, женщина увидела… пустую полку: дорогая сумка, пакет с документами исчезли. Она тут же обратилась в администрацию магазина, которая невозмутимо указала на вывешенную здесь же информацию о том, что за сохранность вещей, помещенных в камеру хранения, администрация магазина ответственности не несет.
Имеет ли право охрана магазина не пускать в торговый зал посетителей с сумками и пакетами? И какую ответственность несет магазин за пропажу вещей из камеры хранения? Что делать, если в магазине украли вещи? На эти вопросы отвечает заместитель начальника Казанского территориального органа Госалкогольинспекции РТ Дина Майлова:
– В таком случае в первую очередь следует вызвать в магазин сотрудников правоохранительных органов для составления акта о краже, подтвердив данный факт, например, свидетельскими показаниями, фото- и видеозаписями. В действительности покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Это дело добровольное. Принято считать, что, сдав сумку, потребитель заключает с магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей, и принуждать покупателя к заключению такого договора не может никто. Заставляя сдавать сумки, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, который прописан в статье 421 Гражданского кодекса.
Если же работники магазина категорически настаивают на том, чтобы покупатель сдал свои личные вещи в камеру хранения, а иначе не пускают в магазин, то покупатель вправе потребовать Книгу жалоб и предложений и оставить в ней соответствующую запись с указанием о нарушении прав по-требителей. Ведь, отказывая во входе, магазин нарушает принцип публичности договора (ст. 426 ГК РФ), поскольку магазин не имеет права отказать в продаже товаров гражданину при наличии возможности продать соответствующий товар или оказать услугу (занесенная в зал сумка продаже никак не препятствует).
Да, работники магазинов, как правило, говорят, что за вещи, сданные в камеру хранения, они ответственности не несут. И тем самым вводят покупателей в заблуждение. Поскольку магазин заключает публичный договор хранения вещей с посетителями в тех случаях, когда они сдают их, то на основании главы 47 ГК РФ договор предполагает передачу вещи и ее последующий возврат, а основная обязанность магазина – обеспечение сохранности имущества. В соответствии со статьей 891 ГК РФ он обязан принять все предусмотренные договором меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданных ему вещей. В случае их кражи магазин несет гражданско-правовую ответственность, то есть должен возместить потребителю причиненный материальный ущерб.
Покупатель, в свою очередь, должен подтвердить размер материального ущерба документально, например, чеками. Чтобы избежать неприятных моментов, можно сообщить работнику супермаркета, что вы принесли с собой в зал аналогичные товары, купленные ранее в другом месте, или попросить упаковать товары. Требование сотрудников магазина, охранников, администратора показать сумки при входе или выходе (после оплаты товара) незаконно. Это собственность гражданина, а обыск личных вещей могут производить только работники правоохранительных органов.
Если же в магазине предоставляется дополнительная услуга по упаковке личных вещей потребителя в пакеты, то можно воспользоваться этой услугой и пройти в зал с упакованными вещами.
туризм
И куда это вы собрались?
С каждым годом туризм становится все более популярным и доступным видом отдыха. Но нельзя забывать и об опасностях, которым могут подвергаться туристы.
Так, управление Роспо-требнадзора сообщает о групповых заболеваниях с симптоматикой острых кишечных инфекций среди российских туристов, отдыхающих в ряде отелей Аланьи и Белека в провинции Анталья в Турции. За медицинской помощью обратились более 119 человек, госпитализированы 65 пострадавших, среди которых преобладают дети.
Много жалоб от туристов, отдыхающих на южном побережье Болгарии. Чаще всего недовольство высказывают наши соотечественники, отдыхающие на небольших курортах к югу от Бургаса. Россиян возмущают неработающие души, несвоевременная смена постельного белья и полотенец и просто плохая уборка номеров. К тому же многие отели рекламируют себя как четырехзвездочные, но реально условия в них отвечают «двум звездам».
Министерство иностранных дел Российской Федерации и Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) настойчиво рекомендуют российским гражданам не выбирать Египет в качестве места отдыха в связи с обострением внутриполитической обстановки в этой североафриканской стране. Многие турагентства Татарстана полностью прекратили продажи путевок в Египет. Подсчитать точное количество туристов из Татар-стана, отдыхающих в Египте, невозможно, сообщает пресс-служба Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ. Большинство из них вылетали из Москвы. Те, кто уже купил путевку в Египет, могут проконсультироваться по их возврату по телефону «горячей линии» Ростуризма +7 800 100 00 04.
вопрос – ответ
Фирма нарушила сроки…
– Фирма нарушила сроки строительства дачного домика. Какой процент неустойки можно взыскать?
Рамзия Мифтиева,
Пестречинский район, деревня Арышхазда
– В случае нарушения сроков выполнения работы исполнитель должен уплатить вам за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы, а если стоимость выполнения работы соответствующим договором не определена, – три процента общей цены заказа.
– С началом летнего периода начались перебои с подачей холодной воды. Какая допустима продолжительность перерыва подачи холодной воды?
Альбина Фатыхова, Чистополь
– Согласно постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011г. №354 допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: восемь часов (суммарно) в течение одного месяца, четыре часа единовременно. При аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84), согласно категориям – от 3 до 15 суток. За предоставление услуги водоснабжения ненадлежащего качества и за перерывы в подаче воды должен быть произведен перерасчет.
На вопросы ответил начальник Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко.
осторожно!
Горький осадок от сладкого
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предупреждает, что, по официальному заявлению властей Новой Зеландии, в молочной продукции компании Fonterra, используемой для приготовления детских смесей, может содержаться возбудитель ботулизма. В связи с этим служба призывает не употреблять молочную продукцию новозеландской фирмы Fonterra.
* * *
Роспотребнадзор приостановил ввоз на территорию России кондитерских изделий, произведенных на фабриках украинской фирмы «Рошен», – в отношении этой продукции выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, а также несоответствие информации о пищевой ценности, указанной на этикетке.
дегустация
«Краковская» с подмоченной репутацией
В Госалкогольинспекции РТ прошла потребительская дегустация полукопченых колбас «Краковская».
В дегустации оценивалось качество десяти образцов полукопченых колбас различных предприятий-изготовителей, выработанных как в Татарстане, так и завезенных из других регионов.
Результаты лабораторных исследований Центра гигиены и эпидемиологии в РТ настораживает: во всех изделиях выявились отклонения, в том числе несоответствие по содержанию воды. По итогам потребительской дегустации колбасы «Краковская» места между предприятиями-изготовителями распределились следующим образом (в порядке убывания): ООО «Челны-Мясо» (Тукаевский район); ИП «Мутигуллин Р. М.» (г.Мамадыш); ИП «Феоктистов А. Л.» (г.Новгород); МК «АГРОТЭК» (Саратовская область); ПК «Фабрика качества» (Самарская область); мясокомбинат «Митек» (Саратовская область, г.Энгельс); Елабужский мясоконсервный комбинат; Йошкар-Олинский и Казанский мясокомбинаты; ЗАО «Агро Инвест» (г.Волгоград).
на заметку
Если турпоездка безнадежно испорчена
Напоминаем о правовых основаниях возмещения вреда, причиненного здоровью потребителя, и компенсации морального вреда.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности услуги, подлежит возмещению в полном объеме независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет. Компенсация морального вреда, размер которой не зависит от размера возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков, осуществляется на основании положений ст.1099-1101 ГК РФ, ст.15 Закона РФ «О защите прав по-требителей». Кроме этого, требования о возмещении ущерба (вреда), возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, могут быть предъявлены страховщику (по договору страхования ответственности туроператора) либо гаранту (выдавшему туроператору банковскую гарантию). В этом случае возмещение причиненного вреда должно осуществляться на основании письменного требования туриста и (или) иного заказчика. При этом соответствующая выплата страховщиком осуществляется в зависимости от наступления страхового случая, а обязанность гаранта уплатить денежную сумму по банковской гарантии – от отказа туроператора возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору (ст.ст. 17.1 и 17.4 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). В случае неудовлетворения имущественных требований потребителя их разрешение возможно в судебном порядке.