
Парк сельскохозяйственной техники перешагнул предел износостойкости
«Да, соха нас не прокормит», – говорил в 1921 году Ленин делегатам первого Всероссийского сельскохозяйственного съезда, имея в виду необходимость внедрения техники в сельхозпроизводство. В ту раннюю советскую пору трактор стал рычагом переустройства всего сельского хозяйства. А вот теперь, в двадцать первом веке, напротив, является тормозом. Почему? Да потому, что Советский Союз распался, а российский (теперь уже) парк сельхозтехники до сих пор заполнен машинами советского периода. Смогут ли аграрии в условиях членства России во Всемирной торговой организации на равных конкурировать с Западом, используя секонд-хенд, перешагнувший предел износостойкости? Вопрос риторический.
В Татарстане нагрузка на каждый комбайн, по сравнению с 2005 годом, сегодня больше практически в два раза. Вместо 6,5 тысячи комбайнов, которыми аграрии располагали семь лет назад, парк сельхозтехники насчитывает лишь 3,7 тысячи единиц. Хозяйства республики снабжены зерноуборочными и кормоуборочными комбайнами лишь на 54–57 процентов, причем в ряде районов, таких как Кайбицкий, Новошешминский, Верхнеуслонский, Спасский, Бугульминский, уровень обеспеченности недотягивает и до 40 процентов. Если в 2005 году нагрузка на один комбайн составляла 312 га, то нынче превышает 438.
Крайняя недооснащенность хозяйств техникой негативно сказывается на экономической эффективности сельскохозяйственного производства – приводит к ускоренному износу новой техники, росту расхода ГСМ, упрощению технологий возделывания сельхозкультур, несоблюдению агротехнических сроков работ и в итоге к снижению количества и качества собранного урожая. А ведь для того чтобы угнаться за Западом, а в будущем стать лучше (если хотим «вписаться» в ВТО), необходимо не только сократить затраты на производство, но как минимум найти недостающие 50 процентов хорошей техники.
Это признают и чиновники от сельского хозяйства, и производственники. Как и то, что силами только аграриев невозможно обновить технический парк. Потому-то Федеральный центр и каждый регион разработали собственные программы, облегчающие финансовую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей.
В частности, в этом году татарстанские аграрии получили возможность приобрести тракторы и комбайны с 15-процентной скидкой – такова ставка субсидирования, предусмотренная постановлением Правительства России от 27 декабря 2012 года. Правда, государство субсидирует не покупку сельхозтехники, а ее производство, то есть бюджетные средства поступают заводам-изготовителям, а те в свою очередь пропорционально снижают цену на продукцию. Однако размер скидки на зерноуборочные комбайны, как определено программой, не может превышать миллион 200 тысяч рублей, а на кормоуборочные комбайны – миллион рублей. К тому же под удешевление попали только машины отечественного производства.
Существует еще одна федеральная программа обновления парка сельхозтехники на 2012–2014 годы по федеральному (льготному) лизингу в ОАО «Росагролизинг». Однако и здесь есть одно «но»: стоимость приобретения техники в лизинг оказывается выше по сравнению с купленной в кредит при субсидировании государством процентной ставки из бюджета. Неспроста же за рубежом считают, что лизинг техники является неэффективным способом ее приобретения по сравнению с покупкой за собственные средства или в кредит.
В первом этапе программы участвовали 157 хозяйств Татарстана. Но сейчас «Росагролизинг» перестал выделять лимиты из-за того, что ряд татарстанских предприятий, получивших технику, не расплачивается по долгам. По данным Минсельхозпрода, на конец первого полугодия общая сумма просроченной задолженности татарстанских предприятий достигла более 1,1 млрд рублей. Самыми крупными должниками являются «Красный Восток Агро» (сумма долга – 447,8 млн рублей), СХП «Имени Рахимова» (198,4 млн рублей) и СХП «Золотой Колос Пестрецы» (79 млн рублей).
Принимая во внимание необходимость обновления парка сельхозтехники и учитывая сложившуюся тревожную тенденцию по снижению объемов ее покупки, Минсельхозпрод разработал программу масштабной технической модернизации машинно-тракторного парка на 2012–2015 годы, согласно которой сельхозпроизводителям субсидируется 40 процентов затрат на покупку данных машин.
«В последние годы и в связи с засухой большая часть бюджетного фонда направлялась на оборотные средства – удобрения, средства защиты, а на технику оставлялись ограниченные финансовые ресурсы, – говорит заместитель Премьер-министра – министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов. – В этом году в республиканском бюджете на обновление технического парка было заложено 430 миллионов рублей. Однако на следующий год мы заложили уже два миллиарда бюджетных денег. Они пойдут на 40-процентное удешевление стоимости техники, приобретаемой хозяйствами. При этом нет никакой разницы – покупают сельчане отечественную или импортную сельхозтехнику».
В отличие от других лет теперь за каждым хозяйством будут закреплены собственные лимиты. Размер субсидий лимитирован пропорционально площади пашни и объему выручки каждого конкретного сельхозтоваропроизводителя за 2013 год.
В целом реализация программы «40х60» позволит аграриям республики приобрести высокопроизводительную технику и оборудование более чем на шесть миллиардов рублей.
В полном объеме программа заработает со следующего года, ведь деньги под ее реализацию закладываются в бюджет 2014 года, однако ряду предприятий «Татпотребсоюза», нескольким семейным фермам, сельскохозяйственным, потребительским, снабженческо-сбытовым, торгово-закупочным и перерабатывающим кооперативам удалось включиться в нее уже в текущем году, так как Минсельхозпрод договорился с поставщиками сельхозтехники об отсрочке платежей по бюджетной части выплат. Кроме этого, как сообщил Марат Ахметов, Правительство России обещало выделить регионам новые лимиты – в общей сложности пять миллиардов рублей, что позволит удешевить стоимость покупаемой аграриями сельхозтехники еще на 10–15 процентов.
Что ж, задачи обновления нашего сельхозпарка серьезные, ситуация на внутреннем рынке пока складывается не самым лучшим образом. Но время есть. Еще, как говорится, не вечер…