За гуманитариев замолвим слово

Вряд ли в наше время будет востребован специалист, не имеющий широких общекультурных навыков

Симптомом нашего времени является растерянность молодежи перед выбором места учебы - факультета, специальности...

Молодые люди склонны откладывать принятие важного решения, способного определить их дальнейшую судьбу. Эти процессы разворачиваются на фоне усиленной пропаганды преимуществ политехнического образования и разрушения главного принципа образования - целостности и универсальности.

Тему о преимуществах и новых тенденциях развития гуманитарного образования обсуждали за «круглым столом» преподаватели философского факультета КФУ.

- Мы должны признать усиливающуюся тенденцию технологизации образования, которая происходит за счет разрушения гуманитарного компонента, - констатировал декан факультета профессор Михаил Щелкунов. - Нас убеждают, что это тенденция долгосрочная. Позволю себе усомниться в этих прогнозах. Дегуманизация образования, ориентированная на формирование добротного ремесленника (homo faber), повторяет ситуацию, которая уже была в истории нашей страны на заре «эры индустриализации».

- Без человека технический прогресс теряет смысл и может уничтожить саму цивилизацию, - развил эту мысль доцент Аклим Хазиев. - Поэтому гуманитарное образование - важнейший механизм гармонизации жизни.

К тому же, отметил профессор Алексей Лебедев, вряд ли в наше время будет востребован специалист, не имеющий широких общекультурных навыков - не владеющий грамотной письменной речью, не умеющий составлять документы... Если же говорить непосредственно о философском образовании, то оно учит умению понимать тексты и умению понимать людей, видеть предпосылки и последствия собственных действий, дает способность создавать осмысленную историческую память, избавляясь от лживых и мифологизированных образов прошлого. Программы обучения философов и культурологов направлены на то, чтобы развивать у студентов способности к быстрому усвоению и анализу новой информации, расширять эвристические возможности мышления.

- Наши программы обучения носят междисциплинарный характер, позволяющий выпускнику в дальнейшем мобильно расширять свои навыки в какой­то из выбранных областей, облегчают возможности овладения новыми профессиями, - отметила профессор Татьяна Шатунова. - Например, принцип многовариантного обучения культурологов предусматривает возможности осуществления человеком профессионального маневра на протяжении всей трудовой карьеры. Скажем, менеджеры­культурологи занимаются не только созданием массовых представлений, но и успешно осваивают весьма перспективные и инновационные профессии музейного проектирования и интеллектуального туризма.

- Узкая же специальность, - заметил профессор Лебедев, - это всегда риск в будущем, когдаспрос на нее исчезнет, остаться без работы.

- Тут нельзя забывать, что мир профессий постоянно меняется, - продолжил мысль Михаил Щелкунов. - Бывшие некогда популярными специальности становятся мало востребованными, появляются новые сферы деятельности. Так что сегодня не набор знаний определяет успех и уверенность в завтрашнем дне, а мобильность, способность быстро перестраиваться, осваивать новые сферы деятельности. Аналитики рынка труда прогнозируют большой спрос в ближайшем будущем на междисциплинарных специалистов - инженер­психолог, бизнес-культуролог... Мы как раз и даем своим студентам, помимо фундаментального гуманитарного образования, комплекс синтетических дисциплин, только зарождающихся направлений на стыке не только гуманитарных, но и естественно­научных знаний. Например, демография, культурный менеджмент, математика в истории культуры...

Участники «круглого стола» отметили высокую актуальность многих направлений обучения философского факультета. Скажем, трудно переоценить роль специалистов религиоведов в условиях роста в мире терроризма и религиозного экстремизма. Мы живем в мире конфликтов, которые происходят на всех уровнях и во всех областях человеческой жизни, и здесь нельзя недооценивать конфликтологов, призванных находить правильные и эффективные способы разрешения острых ситуаций.

- В общем, у нас есть все основания утверждать, что философское образование не просто сохраняет прежние позиции, но и имеет некоторые преимущества, - констатировала Татьяна Шатунова. - Философия - это наука о жизни, она учит нас жить. И совсем не случайно сегодня огромной популярностью в Москве пользуются семинары по философии жизни, где стоимость двухдневного обучения достигает пятидесяти тысяч рублей.

- «Отцы» образовательных реформ упускают из виду нетленную истину: умами людей «управляют» все-таки идеи и концепции, - подвел итог обсуждению Михаил Щелкунов. - И кто сможет предложить самую привлекательную идею - тот и будет владеть миром. А образование - любое, даже полученное в самых престижных храмах науки, - не дает гарантий будущего благополучия и процветания, оно дает только шанс к этому.


Лидия СЫЧЕНКОВА
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости