Интервью с членом-корреспондентом Академии наук РТ Исмагилом Хуснутдиновым "Хирургия для высшей школы" ("РТ" от 12.01.11) вызвало много достаточно полярных откликов на сайте нашей газеты (www.rt-online.ru). Большинство из них уже опубликовано в нашей рубрике "Резонанс-online" ("РТ" за 22 и 29 января). Сегодня мы предлагаем вашему вниманию еще один отзыв на интервью.
Проблемы высшего образования - отражение проблем общества вообще. Все мы знаем, к чему приводят революции и "разрушение" старого мира. "Хирургическое вмешательство" красиво выглядит лишь на бумаге - разрушать всегда легче, чем строить. Создать научный коллектив вуза, кафедру, научную школу - на это уходят десятилетия. Вузовские коллективы накапливают опыт, потенциал - и слава богу, что он востребован.
Ругать работу вузов может каждый. Но давайте отметим, что изменилось за последние годы в лучшую сторону. Престиж высшего образования вырос, и это несомненный прогресс. Образованным, думающим человеком намного труднее управлять, и пусть преподаватель в силу объективных причин не смог дать все, что он знает и умеет, но вуз в любом случае развивает мышление, учит самостоятельно искать ответы на вопросы, не принимать ничего на веру. Пусть учатся студенты - хорошие и разные! От этого общество только выигрывает - увеличивается процент думающих людей. Посмотрите на нашу молодежь! В разы выросла правовая культура, молодые специалисты инициативны и амбициозны, схватывают все на лету и умеют сами добрать то, что недополучили в вузе. Самое главное - есть энергия, стремление что-то сделать.
Мы перенимаем опыт лучших западных университетов, которые, кстати, укрупняются, консолидируя ресурсы (оборудование, ученых со всего мира), привлекая десятки тысяч студентов со всего мира, и это дает превосходные результаты. Естественно, много и издержек. Все родители хотят дать детям высшее образование, а выпускники школ хотят во что бы то ни стало попасть в вуз - без высшего образования многие пути в жизни закрыты. При этом будущая профессия выбирается часто спонтанно, допускается много ошибок, в которых потом обвиняют кого угодно - преподавателей, что плохо учили, вуз, что не подготовил настоящего профессионала, и т.д. Высшее образование стало массовым, а выдающихся лекторов так же мало, как, скажем, хирургов. Но категорически не согласна, что престиж преподавателя падает. Напротив! Это в 90-е годы из вуза уходили в бизнес, сегодня лучшие студенты хотят заниматься наукой, преподавать. Укрепление статуса лучших вузов, в том числе федеральных, которых в Казани сразу три, - залог хороших перспектив для вузовской молодежи. Наконец-то что-то стало сдвигаться с мертвой точки!
Конечно, недостаточное финансирование преподавательского труда не может не отражаться на качестве обучения. Однако утверждать, что при этом все преподаватели только "делают вид, что преподают", будет несправедливо по отношению ко многим педагогам, честно и творчески выполняющим свою работу, несмотря на низкую зарплату.
В общем, хулить систему высшего образования, так же, как и школьного, сегодня, конеч-но, модно. Но давайте вместе искать ответы, что и как в существующих условиях может сделать каждый из нас для улучшения ситуации.
А.КАЙБИЯЙНЕН,
доцент Казанского
государственного технологического университета.