Если мы хотим добиться бережного отношения к энергии в любой сфере, нужно менять мировоззрение, ценности и привычки. Необходимо новое ресурсоэффективное мышление, которое нужно закладывать с детства, со школы и окончательно формировать в системе высшего образования. От этого зависит, как распорядится материальными ресурсами республики и ее культурным наследием поколение, вступающее в жизнь завтра. Ведь это будет общество с инновационной экономикой, зарабатывающее не на использовании, а на разработке и продаже технологий.
Показателями эффективности системы образования в итоге будут являться не уровень ЕГЭ и количество поступающих в престижные вузы страны. И даже не то, с какой готовностью наших выпускников берут на работу. А то, сколько инновационных продуктов Татарстан ежегодно выводит на международный рынок, сколько людей, находясь в Татарстане, в это же время работают за его пределами, пользуясь достижениями информационных технологий. Огромное количество системных решений нужно принять и реализовать на этом пути, большой дефицит знаний восполнить, многое изменить во всех сферах деятельности и на всех уровнях управления. Пора переходить от рассмотрения доходности как основного критерия эффективности управления к балансу трех составляющих: затрат ресурсов, экономической эффективности и социального развития.
Лучше, чем кто бы то ни было, представляет себе подлинные потребности практики сегодняшнего и, главное, завтрашнего дня Национальный исследовательский университет (НИУ), вовлеченный в производство знаний и трансфер технологий. И специалистов, работающих сегодня по инновационной проблематике, связанной с энергосбережением, мы должны стимулировать к поступлению в аспирантуру НИУ. В свою очередь мы ждем, что на смену пустым и малополезным диссертациям придут научные исследования и опытно-конструкторские разработки, превращающие Татарстан в центр компетенций в масштабах России - благодаря способности специалистов успешно действовать на основе практического опыта и знаний. Тогда Министерство энергетики республики сможет содействовать решению еще одной задачи: включению исследовательских групп НИУ в инвестиционные проекты татарстанского бизнеса в области энергосбережения.
В связи с этим не могу не поднять вопрос об ускорении передачи Казанского энергоуниверситета в состав НИУ, иначе вуз останется за бортом процесса важнейших преобразований, утратит способность к объективной оценке ситуации и результатов своей деятельности, а мы потеряем партнера в решении вышеперечисленных задач. Система массовой подготовки специалистов с высшим образованием под конкретные рабочие места уходит в прошлое. Этим будут заниматься центры повышения квалификации - к примеру, центр подготовки энергоаудиторов, обучение здесь начнется в ближайшее время. Кроме того, сейчас в республике сложилась непростая ситуация со средним специальным образованием и подготовкой квалифицированных специалистов. И у меня не осталось сомнений в том, что их будущее тоже связано с НИУ. Мы сами создали ситуацию необеспеченных, с точки зрения знаний, дипломов о высшем образовании. Хочется присоединиться к тем, кто видит выход в прикладном бакалавриате - в подготовке специалистов, деятельности которых присуща узкая практическая направленность. А тем, кто ориентирован на получение рабочей специальности, - дорога прямиком в корпоративный или открытый учебный центр. Проблема создания подобных центров как совместных предприятий НИУ и бизнеса назрела давно.
Затягивать процесс интеграции КГЭУ и НИУ нельзя. Нам нужно создавать систему, формирующую граждан, готовых и способных взять на себя ответственность за непрерывное развитие Татарстана в условиях постоянно усложняющегося мира.
Ильшат ФАРДИЕВ,
заместитель Премьер-министра -
министр энергетики РТ