О тайнах озера Кабан и Казани

Вышла в свет книга Рафаэля Мустафина "Тайны озера Кабан и другие тайны Казани".

Читатель любит тайны. Тем более, что в книге их не одна, а несколько. Но книга не только и не столько о тайнах - интерес читателя к ним тут просто мастерски использован автором, - сколько о проблемах города-миллионника. Даже шире - о трудно решаемых проблемах и бедах общества - современного и недавнего прошлого.

Половина книги посвящена озеру Кабан и протоке Булак. Как на протяжении ста сорока страниц можно поддерживать интерес читателя к истории превращения их, некогда чистых водоемов, в нынешние довольно грязные образования? Уметь надо! И Мустафин это умеет. Читаешь, не отворачивая и не зажимая носа (а здесь немало страниц посвящено и стокам фекальных масс), а с возрастающим интересом. История борьбы общественности (и автора!) за спасение Кабана, некогда являвшегося не только украшением, но и поставщиком деликатесной пищи окрестному населению, подается читателю малыми порциями, короткими рассказиками.

Повествование об удручающем состоянии сегодняшнего озера, превратившегося в головную боль (в прямом и переносном смысле) населения и властей, сменяется экскурсами в далекое прошлое. Последние полны малоизвестными, а подчас и вовсе неизвестными сегодняшнему читателю любопытными деталями истории. Автор цитирует или ссылается на такие колоритные фигуры в истории Казани, как А.Курбский - сподвижник Ивана Грозного в штурме Казани; К.Насыри, Г.Тукай, С.Аксаков, Л.Толстой, Н.Загоскин, А.Алиш. Приводит высказывания казанских ученых, публикации в газетах, отклики читателей по поднятой теме. Экскурсы эти познавательны и поэтому интересны.

Нескучно читать книгу и потому, что автор привлекает в повествование древние легенды, извлекая из них полезные сведения и растолковывая в свете сегодняшних достижений науки. А для любителей тайн интерес к повествованию поддерживается, начиная от рассказа о возможном закладе сокровищ в озеро до поисков их современными искателями кладов. Причем неслабеющий азарт читателя постоянно подогревается дозированными вбросами в него сообщений то о находке малой части сокровищ малышами детского садика, то выловленной из озера - но, увы и ах! - упущенной в последнюю минуту бочки с золотом (или серебром?) ханской казны.
В ходе повествования о борьбе за спасение Кабана и Булака автору приходилось сталкиваться с необходимостью вникать в вопросы истории, археологии, топонимики, теологии, гидрологии, санэпидемиологии; чиновничьей переписки и отписок. Вникая во все эти отрасли знаний в пределах разрабатываемой темы, автор провел немалую исследовательскую работу, что, несомненно, будет оценено читателем.

Не испортит сложившегося впечатления у читателя и вторая половина книги, посвященная загадкам и тайнам тысячелетней Казани. Оправдано помещение в книге рассказа об определении возраста города, хотя это сегодня вряд ли для кого из казанцев является новостью. Но книга ведь адресована не только казанцам! Зато публикация об обнаружении могил и воспроизведение восстановленных обликов казанских ханов действительно явятся новостью сенсационной.

Знаток истории Казани, автор продолжает удивлять читателя рассказами о подземельях города, при этом попутно как бы размещая заказ археологам на их дальнейшие исследования.

Не лишены интереса материалы, почерпнутые автором из архивов госбезопасности, - о функционировании бронетанковой школы вермахта в 20-х годах минувшего столетия; об обезвреживании диверсантов в годы Великой Отечественной войны; о поимке подрывников-диверсантов в наши дни; последних днях жизни в Казани Василия Сталина...

В книгу вошли вещи, созданные и опубликованные автором в разные годы; иные - с десяток лег - назад. Невелик срок, но и за эти годы в Казани изменилось очень многое. Поэтому некоторые оценки, соответствовавшие реалиям тех лет, уже безнадежно устарели. При наличии блистательного Кул Шарифа сегодня утверждение, например о том, что мечеть Азимова является лучшей в Казани, звучит уже анахронизмом. Следовательно, редакторам следовало позаботиться о датировке ранее опубликованных рассказов.

Есть и некоторые огрехи самого автора. Название казанского пригорода Биш Балта он почему-то связывает с возникновением первых железных топоров - чуть ли не с каменным веком. Логичнее было бы связать это с более поздним реальным событием - закладкой здесь судоверфей императором Петром I,создателем Российского флота.

Сомнительно так же, чтобы на Гостиный остров в ХV-ХVI веках из Баку на ярмарку привозили нефть. В те годы ее в Казанском ханстве и на Руси великолепно заменял деготь, который умели добывать из березы даже в более ранние периоды. Нефть же товаром стала много позднее - не ранее ХVII века.

А в целом читатель получил увлекательно написанную, "читабельную" и ценную книгу, которую не стыдно будет предложить и гостям Универсиады.

Александр МАЛОВ.

Не пропустите самое интересное в Telegram-канале газеты «Республика Татарстан»

Больше статей и новостей в «Дзен»

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости