Безусловно, дело не в регалиях и наградах, но, согласитесь, и они тоже кое-что значат. Хотя бы потому, что придают уверенности и являются стимулом для дальнейшего совершенствования.
Указом Президента РТ почетное звание "Заслуженный деятель науки Республики Татарстан" присвоено Фариту Ялалову - профессору, ректору Нижнекамского муниципального института.
- Фарит Габтелович, вы первый житель Нижнекамска, который получил такое звание. Это связано с тем, что в нашем промышленном городе не так много ученых, или с особенностями вашей научной работы?
- На самом деле в Нижнекамске немало достойных ученых, они пришли в науку раньше, чем я, и труд их приносит городу огромную пользу. Но моя тема, как педагога с многолетним стажем, более ориентирована на человека.
- Много лет вы занимаетесь исследованиями в области теории национального образования. Татарская гимназия имени Баки Урманче, реализующая вашу концепцию, по многим показателям вышла на федеральный и международный уровни. Практика показывает, что проблемы народной педагогики сегодня вновь актуальны. Почему?
- Культура крестьянина (специфическая, сельская, не в городском "высокомерном" ее понимании) во все времена была самобытной и высокой, особенно там, где по отношению к крестьянам было меньше насилия. Каждый получал от своих родителей, родственников, соседей знания, по своему объему и качеству не уступавшие знаниям, полученным в университетах. То были обыденные, традиционные и естественные знания, которые приносят человеку практическую пользу. К сожалению, на протяжении многих десятилетий мы игнорировали эту естественность, посмеиваясь над здравым смыслом наших мудрых предков.
- Насколько я понимаю, в результате получилась образовательная система, оторванная от жизни... Но, с другой стороны, советское классическое базовое образование ценилось во всем мире...
- Действительно, в официальных документах ЮНЕСКО система образования России признается уникальной за ее фундаментальность. Советский Союз по уровню интеллекта молодежи занимал в 1964 году второе место в мире. Когда мы первыми запустили искусственный спутник Земли, общественность США всерьез была этим обеспокоена. Тогда в американской прессе появилась статья "Что знает Иван, чего не знает Джон?", и Америка стала перенимать наш образовательный опыт. Однако отечественная система образования за последние полвека существенно не изменилась, хотя коренным образом изменились общественный строй и экономика страны. Просто в рыночных условиях, помимо знаний, оказалось востребованным умение применять их на практике. Долгие годы у нас бытовала установка, что молодым людям достаточно дать хорошие знания, благодаря которым они станут в жизни успешными. Но в результате в России - избыток специалистов с фундаментальным высшим образованием, а реальная экономика испытывает нехватку квалифицированных рабочих.
- Начинать менять систему образования нужно со школ. В чем, по-вашему, их основной недостаток?
- В современной школе учебно-познавательный процесс строится по незыблемой схеме: "знания - умения - навыки". Принято считать, что к умениям и навыкам, столь необходимым в жизни, нужно прийти именно через обобщенные знания. Учитель львиную долю времени тратит на объяснение абстрактных, далеких от жизни и практики теоретических положений. Получается, что ученик, узнавший о принципе относительности и постулатах Эйнштейна, электромагнитной теории и "красном смещении", не имеет необходимого представления о переменном электрическом токе, которым пользуется каждый день.
- Традиционная система образования подходит тем, у кого развито дедуктивное мышление. Такие ребята в школе есть, но их меньшинство. Большинство же учащихся, как утверждают психологи, имеет предметно-действенное мышление. Для них предпочтительнее другая схема - от практических умений и навыков - к знаниям. Таким как раз и является народное образование.
- Грамотные педагоги и так многое понимают и претворяют в жизнь. В любом случае стоять на месте нельзя. Если мы хотим создать новую экономику - "экономику знаний", которая позволит нашим детям быть успешными и счастливыми, значит, нужно меняться. И в первую очередь - педагогам.