
Рекордный наплыв абитуриентов зафиксировала в этом году приемная комиссия Казанского государственного технологического университета: 12,5 заявления на одно место. Крупнейший в Поволжье вуз "атаковали" со всех концов страны. Из 3600 медалистов студентами дневного отделения стали только 700.
Но высокий конкурс еще не означает, что вуз процветает. До благополучия высшей школы пока далеко, заявляет ректор университета, доктор технических наук, профессор, действительный член Академии наук Татарстана, советник Президента Татарстана по науке и высшему образованию Сергей Дьяконов.
По его мнению, высшая школа России, как и все отечественное образование, переживает период поиска оптимальных путей развития в рыночных условиях. Очередная волна модернизации образования содержит две тенденции. Первая - содержательная, коснувшаяся школьного образования: чему учить, надо ли сокращать количество и объем преподаваемого материала, жертвовать глубиной его раскрытия ради общедоступности? Вторая связана с высшим образованием. В законопроекте, внесенном в Госдуму, сделана серьезная попытка осовременить ряд положений законов об образовании.
- Сергей Германович, так что же необходимо сделать, чтобы высшая школа развивалась успешнее?
- Пятнадцать лет назад нас, бывшие советские вузы, привыкшие десятилетиями жить за счет бюджета, бросили в пучину рыночной экономики. Но мы не утонули, научились плавать, а теперь просим об одном: дайте нам возможность плыть дальше по фарватеру рынка.
За последние годы вузы получили немало свобод, их желательно не только закрепить, но и развивать далее. Под понятием "свобода" я подразумеваю два направления. Первое - свобода формирования собственного устава вуза с возможностью, с одной стороны, предусматривать вызовы времени, а с другой - учитывать региональные особенности. Применительно к нашему вузу - это значит учитывать интересы национальной республики, высокоиндустриального региона Поволжья. Второе направление - свобода распоряжаться внебюджетными средствами, заработанными коллективом вуза. Финансирование в нашем университете и во многих других складывается теперь так: половину нам дает государство, другую мы добываем сами. Но вузу важно иметь право заработанные деньги расходовать так, как это видится коллективу. Например, в Казанском технологическом университете решением ученого совета заведующему кафедрой выплачивается зарплата не менее 10 тысяч рублей. Надеясь только на бюджетные ресурсы, вуз не смог бы претендовать на сносную зарплату, покупать новое оборудование, содержать учебно-лабораторные корпуса.
Вузам следует дать свободу для ввода дополнительных платных услуг. Наш университет выбран Правительством РФ головным вузом по проблемам нефтехимии. Коллектив участвует в разработке проблем в области биотехнологии, экологии, фармакологии, компрессоростроения и других.
В 1997 году Правительство России приняло специальное постановление по развитию КГТУ. Согласно этому документу на баланс вуза были переданы два всероссийских института - проектный "Союзхимпроект" с 500 проектировщиками и НИИ синтетического каучука, да еще Казанский химико-технологический техникум. Решением второго учредителя - Кабинета Министров Татарстана в оперативное управление вуза передан филиал Казанского мехового производственного объединения "Мелита". Университетом создана учебно-технологическая база в пригороде Казани, где перерабатываются промышленные и бытовые отходы, из которых выпускаются химические продукты для строек и быта. Производство заработало рентабельно, заодно здесь студенты обучаются новейшим методам производства и менеджмента.
Таким образом, вуз, объединив научные силы, проектный институт, заводскую базу, начал вести полнокровную научно-производственную деятельность с законченным циклом - от идеи и проекта до выпуска готовой продукции и реализации ее на рынке. Осуществляется полный комплекс инновационной деятельности, студенты обучаются не только теории, но и практике инноваций.
- За последние годы возникло множество новых институтов. На ваш взгляд, оправдывают ли они себя?
- Да, действительно, за последнее время число вузов в стране, с учетом коммерческих, превысило одну тысячу, а с филиалами достигло 3200. В начале 90-х годов, помнится, у нас действовали всего 550 вузов, и сейчас выдвигается предложение об их сокращении. На вопрос, кого закрыть, а кого оставить, можно ответить определенно: должны существовать те вузы, которые реализуют государственный стандарт образования, не противоречат законодательству, регламентам Министерства образования и науки РФ.
В свое время государство разрешило открывать коммерческие вузы. Цель была очевидна: оперативно реагировать на потребности рынка. Эти вузы открывались с ориентиром на подготовку небольшого числа выпускников по тем специальностям, которых не готовили в государственных вузах.
Но, к сожалению, неплохая идея была "подмочена" тем, что государственный контроль над новыми формированиями оказался ненадлежащим. Прежний федеральный Минобраз РФ передал советам ректоров субъектов России право экспертизы новых специальностей, открываемых в коммерческих вузах. Но это же министерство порой не прислушивалось к претензиям с мест. В Татарстане, например, совет ректоров после тщательной экспертизы категорически выступил против открытия нового частного вуза, а Минобраз РФ дал "добро" на его открытие.
- Ходит еще один тревожный слух - о том, что скоро высшее образование станет только платным.
- Подобные слухи сильно преувеличены: бесплатное обучение должно сохраниться, ибо Конституция России гарантирует возможность бесплатного образования. Одаренным молодым людям нельзя отрезать доступ к знаниям лишь потому, что они не имеют денег. В обозримом будущем высшее образование будет сохраняться частично бесплатным.
- Как быть с нетрудоустроенными специалистами с дипломами о высшем образовании, число которых тоже растет?
- До сих пор в законах отсутствует положение о государственном распределении выпускников вузов. Это неоправданное расточительство. Если государство тратит огромные средства на образование, они должны окупаться. Специалист, подготовленный на средства бюджета, какое-то время должен отработать на государство. Вузы не в силах проконтролировать судьбу всех своих выпускников. Нужен механизм, обязывающий специалиста отработать полученный диплом. Или же он должен вернуть государству деньги за полученное высшее образование.
Три года назад в республике на базе трех вузов - Казанского университета (КГУ), Казанского технологического (КГТУ-КХТИ) и Казанского технического (КГТУ-КАИ) университетов - началась отработка форм трудоустройства выпускников. Результаты по ежегодным отчетам получились отрадные. Теперь за опытом к нам приезжают представители вузов из других регионов.
В нашем университете студенты весь пятый курс проходят практику на месте своей будущей работы - на промышленных предприятиях Татарстана, других регионов страны или в академическом институте. В частности - в Институте химической физики РАН (Москва), Институте катализа Сибирского отделения РАН (Новосибирск), Государственном научном центре (Саров) и других.
Организация, принимающая студента, берет на себя расходы на проезд, жилье, внутрифирменное обучение и выплачивает среднюю зарплату. В Татарстане, например, в "Нижнекамскнефтехиме" студент-химик получает 7 тысяч рублей в месяц - минимальную зарплату аппаратчика 4-го разряда. Студенты рвутся на такую практику, что неудивительно при стипендии в 400 рублей.
Во время практики дипломник трудится и выполняет научное исследование по теме диплома. И предприятие старается оставить его у себя. Такая форма трудоустройства - самая приемлемая.
- Как вы оцениваете единый госэкзамен, другие новшества в школьном образовании, растет ли уровень подготовленности абитуриентов?
- Татарстан до сих пор не принимал участие в этом эксперименте. Но в нынешнем году после обсуждения на совете ректоров руководством республики принято решение с будущего года участвовать в едином госэкзамене.
За последние пять лет в нашем вузе число заявлений превышает 10 на каждое место, в этом году было еще больше. КГТУ считается одним из самых привлекательных вузов России, университет ежегодно принимает 4 тысячи первокурсников. Вуз в течение семи лет приемные экзамены проводит в форме тестирования. Автоматизированная форма экзаменов понравилась всем. Во-первых, она обеспечивает однородность требований ко всем абитуриентам. Во-вторых, тест с компьютером наедине исключает контакт между преподавателем и испытуемым. И, наконец, достигается главное - обеспечивается объективность процесса приема экзаменов.
В Казанском технологическом введена еще одна новинка - институт наблюдателей. Участвовать в контроле за процессом приема экзаменов приглашены родители абитуриентов, представители общественности, журналисты - все желающие. По свидетельству наблюдателей, в этом году не было ни одного факта нарушений правил приема. Не стало и слухов о взятках.
Потому мы спокойно относимся и к ЕГЭ. Только по своему опыту предлагаем использовать в школе институт наблюдателей.
Уровень образования, судя по итогам приемных экзаменов, приблизительно постоянен. Но в этом году заметно некоторое снижение результатов по русскому языку. В то же время абитуриенты проявили повышенный интерес к иностранным языкам. Молодежь, похоже, заинтересованно реагирует на симптомы нового времени - глобализацию в образовании, экономике, жизни.
- Вы являетесь советником Президента Татарстана по вопросам науки и образования. Какие обязанности на вас возложены?
- По просьбе главы республики я работаю советником по совместительству, это очень ответственное направление - вырабатывать политику в области науки и образования. Я систематически получаю ответственные поручения от Минтимера Шариповича. Прежде всего в мои обязанности входит сбор республиканской и федеральной информации, определяющей необходимые перспективы высшего образования и науки республики. Ее я предлагаю Президенту в сжатой форме, излагая возможные варианты развития. Например, когда появился в первом чтении законопроект Госдумы о высшем образовании, затрагивающий законодательную базу высшей школы, я подготовил и послал Минтимеру Шаймиеву записку об опасности того варианта формулировок, который был заложен в проекте.
Совместно была выработана принципиальная позиция Татарстана. Комитет Госдумы по науке и образованию учел наши предложения, были внесены радикальные поправки. В начале 90-х годов делегация Татарстана по инициативе Президента республики выступила на съезде ректоров России с принципиальными возражениями против сокращения числа вузов, и вновь наш голос был услышан.
А теперь начата работа по реорганизации Министерства образования Татарстана в Министерство науки и образования. У нас уже состоялась обстоятельная беседа с министром Раисом Шайхелисламовым по этому поводу. После принятия Госсоветом закона мы начнем предметную работу по определению внутренней структуры и содержания качественно новой отрасли.
Николай СОРОКИН.
Не пропустите самое интересное в Telegram-канале газеты «Республика Татарстан»
Больше статей и новостей в «Дзен»