Александр БУБМАН, директор Лингвистической гимназии:
- Школа должна иметь прежде всего свое лицо и свои ценности. И не только образовательные, но и традиции, уклад. Это определяется тем, какие цели ставит перед собой школа, каких выпускников она хотела бы выпускать. Но в любом случае, я считаю, в хорошей школе ребенку должно быть комфортно. В первую очередь это зависит от преподавателей. Не должно быть никакого диктата. Очень важно, что школа может дать ребенку кроме обязательной программы. Если ребенок знает, что он может здесь помимо основного образования получить два иностранных языка, научиться играть на музыкальном инструменте, ему будет намного интереснее. Если школа организует посещение музеев, театров, выезд за город, то есть если есть второй пласт, внешкольная жизнь, ученику будет и интересно, и комфортно. Можно сказать, что комфорт - это уклад школы. И я считаю, создание уклада - более важный процесс, чем образовательный.
Анатолий КАСПРЖАК, директор Московской городской педагогической гимназии:
- Хорошая школа для каждого ребенка своя. Хорошая школа для одного может оказаться плохой для другого. Одному хочется, чтобы его заставляли учиться. Для второго - это некое преодоление. Кого-то интересует компания в школе, иного - возможность получать знания. Очень часто интересы ребенка меняются в течение школьной жизни. Поэтому и школа тоже может меняться.
Неизбежно в школе возникает конфликт - столкновение интересов ребенка, родителя, учительской традиции. Если этот конфликт решается достаточно мягко и с учетом интересов ребенка в данном учебном заведении, то эта школа и есть хорошая.
Насильственно вбитые знания, на мой взгляд, еще никого счастливым не сделали. Еще надо хорошенько подумать, был ли счастлив Моцарт, которого, как известно, заставляли играть, били и наказывали. Мне кажется, бытующее мнение, что насилие над ребенком во благо, - глубоко ошибочно. Потому что в данном случае мы позволяем себе думать за ребенка, не считаемся с его мнением. Мне кажется, мы берем на себя функцию, которая принадлежит Всевышнему. Разве мы имеем на это право?
Есть еще важные позиции, которые характеризуют хорошую школу независимо от интересов ребенка и родителей. В хорошей школе учитель должен быть для ребенка, а директор должен быть для учителя. Необходимо, чтобы абсолютно все в школе - уборщица, бухгалтер, инженер, директор - создавали бы условия для учителя. И вот тогда эта школа будет хорошей.
Ирина ХАКАМАДА, вице-спикер Государственной Думы, сопредседатель российского Общественного совета развития образования:
- В школе главное - чтобы обучили, во-первых, сохранять личность, несмотря на коллективность. Это очень серьезно - когда не подавляется личность и при этом есть некий коллективный организм, где ребенок гармонично сосуществует с другими личностями. И второе, чему должна обучить школа, - это аналитическому инструменту обобщения разнообразной информации. То есть ребенок, окончив школу, должен научиться на своем уровне, который в дальнейшем будет расширяться, видеть некую комплексную картину мира.
Хорошая школа - это инструмент формирования соотношения микрокосмоса человека с макрокосмосом, с внешней средой. Именно в детстве он формируется. Если его не сформировать, то потом это будет проблема на всю жизнь. Школа должна выпустить человека, который сможет бороться за свою жизнь цивилизованными методами, своим интеллектом.
А.ПЕТРОВ.
Москва.