
Ярким событием XXXI Международного оперного фестиваля имени Федора Шаляпина, который пройдет нынче в Казани с 1 по 16 февраля, обещает стать премьера оперы Жюля Массне «Дон Кихот». Спектакль представят прославленная труппа и оркестр Государственного академического Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева.
Напомним, что в рамках предыдущего, юбилейного, Шаляпинского форума Валерий Гергиев и труппа Мариинки привозили в Казань оперу Родиона Щедрина «Очарованный странник». «Мы очень рады, что участие Мариинского театра становится доброй традицией казанского фестиваля, – отметил заместитель директора Татарского академического театра оперы и балета им.М.Джалиля Юрий Ларионов. – Сотрудничество с сильнейшей труппой страны необычайно важно для нас. Если раньше в Казани выступали только солисты этого замечательного театра, то теперь у наших зрителей есть уникальная возможность увидеть новые постановки Мариинки и услышать легендарный оркестр под управлением Валерия Гергиева».
Опера «Дон Кихот» неслучайно выбрана для предстоящего визита прославленного коллектива в столицу Татарстана. Во-первых, она никогда не ставилась в Казани – ни в советское время, ни до революции. А во-вторых, не секрет, что на создание этой оперы французского композитора вдохновил великий русский бас Федор Шаляпин. Да, роль благородного идальго предназначалась именно ему, и вот как Шаляпин вспоминает свою встречу с композитором Жюлем Массне и либреттистом Анри Кином летом 1909 года во время гастролей певца в Париже: «Один из них… играл мне музыку новой оперы, а другой читал мне либретто, им сделанное, и оба раза я плакал, как корова…» К слову, вопреки устоявшемуся мнению, композитор отталкивался не от знаменитого романа Мигеля Сервантеса, имя которого даже не упомянуто в качестве источника либретто, а вдохновился пьесой своего современника, французского поэта Жака-де Лоррена «Долговязый рыцарь».
Премьера оперы Массне состоялась 19 февраля 1910 года в Монте-Карло. Как отмечали музыкальные критики, присутствовавшие на первом представлении «Дон Кихота», Федор Шаляпин создал образ непреходящего художественного значения, «образ мечтателя и борца за счастье, павшего жертвой человеческой жестокости и эгоизма».
Девять месяцев спустя с «Дон Кихотом» познакомились в Москве, на сцене Большого театра, где Федор Шаляпин выступил не только исполнителем главной роли, но и режиссером. А спустя девять лет опера впервые была поставлена в Санкт-Петербурге.
Год назад Мариинский театр вновь обратился к полузабытому шедевру Массне, осуществив концертное исполнение оперы «Дон Кихот», здесь также выпустили одноименный диск, недавно номинированный на престижную премию «Грэмми». А под занавес минувшего года на сцене Мариинского театра состоялась долгожданная премьера сценической версии оперы Жюля Массне. Над постановкой работала международная творческая группа. Режиссером и автором художественного оформления спектакля является француз Яннис Кокос, музыкальным руководителем – Валерий Гергиев. В заглавной партии выступил итальянский бас Ферруччо Фурланетто. Согласно режиссерскому замыслу, на сцене царит карнавальная стихия, в спектакле множество танцев и обилие массовых сцен. Один из ключевых образов новой постановки – огромный фолиант, книга жизни, которая занимает треть подмостков, превращаясь в финале в надгробие Рыцаря Печального Образа. Но, пожалуй, самое впечатляющее, что спустя всего полтора месяца после петербургской премьеры казанцы смогут воочию увидеть «Дон Кихота» Массне и по достоинству оценить новую работу Мариинского театра.