Он танцевал так, как чувствовал, и зрителям запомнились его мужественная фактура, выразительные глаза...
20 мая в Татарском академическом театре оперы и балета им. М.Джалиля чествовали заслуженного артиста России, народного артиста Татарстана Камиля Гайнуллина по случаю его 65-летия.
В этот вечер в рамках Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева был показан балет «Шурале». Когда-то Камиль Гайнуллин танцевал в этом спектакле Былтыра, и казанские любители балета хорошо помнят его в этой роли. После завершения карьеры танцовщика Камиль Гайнуллин заведовал отделением хореографии при Казанском музыкальном училище. Позже окончил юридический факультет Казанского университета.
- Камиль Гайфуллович, почему вы выбрали балет, а не спорт или, например, науку?
- Я был очень маленький, и это не был мой осознанный выбор, а просто везение или судьба. В те далекие годы возле театра продавали мороженое и газированную воду. Как всякий ребенок, которому хочется мороженого любой ценой, я всячески привлекал к себе внимание, чтобы угостили. Мои кривляния заметила сотрудница театра и пригласила в зал. Мне посчастливилось: я оказался в нужном месте в нужное время. А уже потом меня направили в Ленинградское хореографическое училище.
- Какие трудности и преграды были у вас на творческом пути?
- Прежде всего это была борьба с самим собой. Многие ребята, которые учились со мной, ушли, не выдержав нагрузок. Остались только те, кто хотел работать, в том числе и я.
- Можете назвать самое яркое событие в вашей творческой биографии?
- Целый калейдоскоп событий перед глазами. Мне посчастливилось танцевать премьеры таких спектаклей, как «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», из национальных балетов - «Шурале», «Су анасы» («Водяная»).
- Как у каждого творческого человека, у вас, наверное, были не только взлеты... Что запомнилось?
- Это было в начале моей карьеры. Я как-то заболел гриппом. А тут подошла моя очередь танцевать в балете «Дон Кихот». Меня привезли на спектакль больного. Моей партнершей была Тамара Кушакова, жена главного режиссера. Очень красивая и... очень тяжелая. Когда танцевал вариацию, подвернул ногу...
- У вас есть ученики?
- Это прежде всего Луиза Мухаметгалеева, теперь народная артистка Татарстана, Николай Шильников, заслуженный артист России, Игорь Жуков. Они достигли больших творческих успехов. Николай сейчас работает в Красноярске, Игорь - в Праге, а Луиза - педагог-репетитор нашего театра. Я преподавал им дуэтно-классический танец, то есть имел отношение к тому, чтобы они стали хорошими артистами балета.
- Как вы оцениваете театр вашего времени и сегодняшний?
- Мы жили в другую эпоху. Сейчас модно говорить о том времени гадости, но мне вспоминается только хорошее. Тогда люди стремились проявить себя, стремились к творчеству. Наш коллектив был как одна семья. А сейчас театр стал другим, дух товарищества, актерского братства ушел. Сейчас все рационально, по-деловому. И все за деньги.
- Продолжите, пожалуйста, фразу: «Для меня балет - это...»
- Это прежде всего любимое дело, которым, к сожалению, я уже не занимаюсь. Это воспоминания моей юности. Я был счастлив в искусстве, но счастья без горечи не бывает. Любые достижения требуют определенных усилий, потерь, борьбы.
- «Я бы никогда не променял балет на....»
- На армию (улыбается). Не знаю, на что бы я променял балет... Да ни на что бы не променял!
- «Если бы в моей жизни не было балета...»
- Трудно представить. События, которые происходят с каждым человеком, не случайны, это воля судьбы. Мы попадаем в реку жизни, но у любой реки есть два берега и есть течение. К какому берегу ты пристанешь или поплывешь дальше, это зависит от тебя лично. Но самое главное, повторюсь, я оказался в нужное время в нужном месте.
- «Я безумно люблю...»
- Жизнь.
- «Больше всего на свете боюсь...»
- Быть больным, обременительным для других людей.
- «Я бы хотел сказать спасибо...»
- Всем, начиная с родителей. Своим учителям, своим партнерам... Мне везло на хороших людей.
- Вы счастливый человек?
- Как говорят в одном фильме, счастье - это когда его не замечаешь. Наверное, я счастливый человек, потому что каждый человек - кузнец своего счастья.
Владимир ЯКОВЛЕВ, художественный руководитель балета ТГАТОиБ им.М.Джалиля, заслуженный артист России и Татарстана:
- В нашей профессии очень многое зависит от того, что дала природа. Камилю природа дала многое. Вспоминаются его мужественная фактура, очень выразительное лицо, глаза, которые были видны даже с галерки. Все это очень важно для танцовщика. Когда Камиль танцевал Спартака (тогда это была хореография Якобсона), он один заполнял всю сцену. Его взгляд, профиль, движения, жесты - все выглядело потрясающе.
Камиль Гайнуллин окончил Ленинградское хореографическое училище, и это уже о многом говорит. У него, на мой взгляд, не было феноменальных технических данных, но благодаря питерской школе, трудолюбию и умному подходу ко всем порученным танцевальным партиям он достигал большого успеха и запомнился казанскому зрителю.
Камиль всегда был убедительным. Танцевал так, как чувствовал, не старался подражать комуто, исходя из своих возможностей, своего ощущения. Он танцевал во многих спектаклях: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель», «Шурале»... В партии Былтыра Камиль был настоящим татарским богатырем. Он привносил в роль некое национальное начало. И балет смотрелся совсем по-другому.
Он ушел из театра в сорок лет. Увы, творческий век артиста балета не долог. Но о том, что придет такой день, Камиль, в отличие от многих артистов балета, стал думать заранее и, еще работая в театре, получил диплом юриста. Он никогда не бросает на полпути то, за что взялся. Если ставит какую-то цель, то обязательно ее добивается.
Валерия МУРАДОВА,
Александра ДМИТРИЕВА