К 80-летию со дня рождения Рафаэля Мустафина
Твое лицо,
Твое тепло,
Твое плечо -
Куда ушло?
Марина Цветаева.
14 апреля 2011 года стало скорбным днем для культуры Татарстана - не стало Рафаэля Ахметовича Мустафина, человека щедрой души и безмерного таланта. Всего лишь месяц он не дожил до славной юбилейной даты...
У яркого самобытного художника с годами формируется потребность самовыражения в форме духовно-творческого диалога с современниками. Такой книгой-откровением стал сборник эссе Рафаэля Мустафина «О времени, о жизни, о себе», в котором автор предстает литературноутонченной личностью, гуманистом, философом. Глубоки и мудры его размышления и наблюдения о мимолетном и вечном, о поиске истины, нравственных опор в жизни.
В связи с юбилеем Рафаэля Мустафина хотелось бы напомнить о некоторых обстоятельствах его творческой судьбы, связанных с именем поэта Марины Цветаевой. Это те страницы его биографии, которые малоизвестны современным исследователям и широкой читательской аудитории.
В архиве Рафаэля Ахметовича находятся интереснейшие документы - письма поэтов и писателей, эвакуированных в годы Великой Отечественной войны в Чистополь и Елабугу, воспоминания Э.С.Касимова, С.И.Ефремова и других елабужан, ставших свидетелями последних дней жизни Марины Цветаевой, а также документальные свидетельства многолетних поисков места захоронения Марины Цветаевой в Елабуге для увековечения памяти поэта в Татарстане.
Я впервые встретилась с этим необыкновенным человеком в 1980е годы в Елабуге, и постепенно наше знакомство переросло в дружбу. Мы общались с Рафаэлем Ахметовичем на научных конференциях и Международных Цветаевских чтениях, проводимых Елабужским педагогическим университетом, обсуждали вопросы современного цветаеведения, и оба желали, чтобы в нашей республике ширился круг почитателей и ценителей творческого наследия Марины Цветаевой.
Заочный диалог литературного критика Мустафина с поэтом Цветаевой начался в 1961 году. В Москве тогда был издан первый посмертный сборник поэта, в подготовке которого принимала участие дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон. У Мустафина завязалась с ней переписка, которая продолжалась вплоть до 1975 года, когда Ариадны Сергеевны не стало. Вот как вспоминает об этом периоде сокурсница Рафаэля Мустафина по Казанскому университету Ольга Файнберг: «...тоненькую книжечку «Избранное» М.И.Цветаевой привез в Казань писатель и литературный критик Р.Мустафин. Широкому кругу читателей книга была недоступна. Рафаэль купил ее в московской лавке писателей по членскому билету...»
Рафаэль Ахметович интуитивно чувствовал величие поэта Цветаевой, а стремление собрать факты о последних днях ее земной жизни было продиктовано искренним желанием помочь ее дочери, которая в последний раз видела мать накануне своего ареста в Болшево в 1937 году.
Ариадна Сергеевна с большим уважением и симпатией относилась к Рафаэлю Ахметовичу, ибо увидела в нем чуткого к чужой боли человека. В письмах к нему дочь Цветаевой писала о важности создания в Елабуге именно памятника, а не надгробия, так как точное место захоронения Марины Ивановны неизвестно. А также о необходимости сохранения дома Бродельщиковых, о согласовании и координации елабужских дел с тарусскими. А потом были доверительные беседы, встречи в Москве и Тарусе. Ариадна Сергеевна поверяла Рафаэлю Ахметовичу свою боль и нелегкую судьбу, рассказывала о годах, проведенных в лагерях и ссылке. Лишь в марте 1955 года она была реабилитирована и первым же пароходом по Енисею уехала из Туруханска, своего сибирского ада.
Рафаэль Ахметович стал близким собеседником дочери Цветаевой, ибо принадлежал к тому редкому типу людей, которые умеют слушать внимательно и уважительно. Родство их душ проявилось в едином мироощущении. «Жизнь есть животное полосатое», - любила повторять Ариадна Сергеевна, и Рафаэль Мустафин вторит ей, обращаясь к нам, своим современникам: «Жизнь - тельняшка в полосочку, черное чередуется с белым. Белое - с черным».
В своих письмах к Ариадне Сергеевне он описывал результаты своих поездок в Елабугу, рассказал о поисках, встречах, находках. Одной из таких значимых находок было письмо М.И.Цветаевой председателю Союза писателей Татарии Т.Имамутдинову, на штемпеле которого указана дата - 18 августа 1941 года.
Ариадна Сергеевна без устали благодарила Рафаэля Ахметовича «за заботу о маминых делах. Вашим сыновним отношением к памяти моей матери Вы воздвигли настоящий ей памятник - нерукотворный и, увы, незримый, как нерукотворны и незримы наши души».
Свои архивные изыскания, записи бесед с елабужскими старожилами, с хозяйкой дома А.И.Бродельщиковой, у которой квартировали Цветаева с сыном, ее соседями - все эти материалы, проливающие свет на обстоятельства последних дней жизни поэта, Рафаэль Мустафин обобщил, обработал и опубликовал на страницах газеты «Комсомолец Татарии» в середине 60-х годов прошлого столетия. Столь же бесценны его доклады и сообщения, основанные на богатой фактографической базе, прочитанные им в формате Международных Цветаевских чтений.
Друг, писала Марина Цветаева, это действие, любовь и память. Таким верным другом для нее стал Рафаэль Мустафин. Мы благодарны за его подвижническое служение поэту в далекие 60-70-е годы ХХ века, когда это было непросто, да и небезопасно. В советское время интерес к опальному поэту, мягко говоря, не приветствовался. Мустафин был в числе первопроходцев на этом пути, что, безусловно, делает честь татарскому народу.
Рафаэль Ахметович всегда проявлял живой интерес к литературной жизни республики. В 2005 году он принял участие в открытии библиотеки Серебряного века в Елабуге, а подаренные им книги заложили духовный фундамент нового центра культуры в российской провинции.
В афористичной и исповедальной книге Р.Мустафина «О времени, о жизни, о себе» содержатся яркие образные зарисовки, которые следует читать внимательно и вдумчиво. «Не завидуйте тем, кто сладко ест, мягко спит. Убедился за долгую жизнь: самая дорогая, изысканная пища не стоит куска черствого хлеба, съеденного с отменным аппетитом и чистой совестью». В каждой строчке сквозят мудрость автора, его искренность, деликатность и доброта. Рафаэль Ахметович до конца своих земных дней сохранил способность радоваться жизни во всех ее проявлениях: рабочим будням, яркому весеннему солнцу, хмурому осеннему дню, ветру, цветам, друзьям... Таким он и останется в нашей памяти.
доктор исторических наук