У этих мужчин наверняка очень нежные руки. Их прикосновения, легкие, как взмах крыла бабочки, заставляют петь хрупкое стекло. Сказочные хрустальные звуки складываются в целые симфонии. "Стеклянную" музыку, популярную в XVIII веке, затем надолго забытую и вновь возрожденную не так давно, услышали елабужане на выступлении сибирского "Хрустального трио". Концерт стал подарком интеллигенции города от мэра Елабуги Геннадия Емельянова и Елабужского государственного музея-заповедника.
Все началось с того, что нынешний лидер музыкального коллектива, профессиональный баянист Игорь Скляров купил в Гусь-Хрустальном набор бокалов и попробовал играть на них какие-нибудь мелодии. Ведь давно известно, что хрусталь очень красиво звучит, даже если просто по нему постучать. А если умело провести по ободку смоченным в воде пальцем, то раздастся особый поющий звук...
Знакомые поначалу удивлялись - как можно играть на посуде? Да и у Игоря не слишком это получалось. Но интерес не улетучился, и через год занятий он вполне овладел тонкостями хрустального музицирования. "Освоить азы игры даже на таком необычном инструменте для профессионального музыканта не составляет труда. Гораздо больше времени и сил нужно на то, чтобы раскрыть характер, душу инструмента", - говорит Игорь Скляров.
До всего приходилось доходить самостоятельно, ведь возрождаться хрустальная гармоника стала лишь в конце XX века. А некогда музыка стекла пользовалась большим успехом при королевских дворах и в закрытых аристократических салонах. Но в XIX веке, когда концертные залы стали большими, а звукоусиливающей аппаратуры еще не было, тихая музыка стекла была забыта.
По мере роста мастерства Игоря перестал устраивать его набор бокалов. Ведь обычные не дают всей полноты звучания. Судьба свела с немецким мастером, Сашей Реккертом, который изготовил для российского музыканта так называемую гласс-арфу - набор из идеально выстроенных 36 бокалов. "Забавно было наблюдать за реакцией родных, когда я говорил им, что этот "сервиз" стоит как автомобиль - около пяти тысяч евро, - вспоминает руководитель трио. - Впрочем, бокалы стоили этих денег: они давали именно тот звук, о котором я мечтал".
Со временем играть в одиночку Игорю стало скучно, захотелось дополнить репертуар многоголосными пьесами. Так к стеклянной арфе присоединился веррофон (от французского verre - стекло). Этот инструмент - изобретение все того же немецкого мастера - состоит из стеклянных трубок длиной более метра (общий вес конструкции - около 50 килограммов). Играет на веррофоне сейчас Владимир Попрас, по образованию аккордеонист. Третьим стал духовой инструмент, но тоже необычный, - флейтист Владимир Перминов собственноручно изготовил из стеклянных трубок уникальную пан-флейту.
С тех пор трио под силу исполнение музыки любых стилей и направлений. Широкий диапазон инструментов дает насыщенный, живой звук. Слышатся то низкий грудной голос с придыханием, то птичьи трели, то звон бубенцов на веселой русской тройке... Вообще же музыканты предпочитают классику, а именно - оригинальные переложения популярных произведений для стеклянных инструментов. Каждая мелодия в таком прочтении приобретает особое звучание, утверждают они. А ведь и специально для "стекла" писали знаменитые композиторы. Моцарт, Бетховен, Берлиоз, Штраус. В России - Рубинштейн и Глинка. Недавно нашли партитуру оперы "Руслан и Людмила", в которой Глинка показал образ Черномора именно с помощью стеклянной гармоники. Воспроизвели аутентичные фрагменты на сцене Большого театра в Москве сибирские музыканты.
А на сцене в Елабуге звучали "Венгерский танец" Брамса, "Музыкальная табакерка" Лядова, "Зима" из цикла "Времена года" Вивальди, темы из балета "Щелкунчик" Чайковского и другие произведения. Был и экспромт - с местным кураистом Талгатом Зариповым музыканты исполнили татарскую мелодию.
Наблюдать за исполнителями интересно. Руки Игоря Склярова буквально порхают над красивым столиком: тут установлены 36 бокалов, по которым его пальцы пробегают как по клавишам, касаясь то одного, то сразу нескольких. Веррофон Владимира Попраса звучит ниже и глубже, музыканту и самому приходится пританцовывать вокруг массивного инструмента. На стеклянной пан-флейте играть тоже непросто. "Это довольно трудно физически, - говорит Владимир Перминов. - Нужный объем воздуха - два литра, тогда как легкие сами по себе вмещают два литра. Так что, бывает, и в глазах темнеет. Помогает здоровый образ жизни, правильное питание, позитивный и спокойный настрой..."
Дополнительная сложность в том, что инструменты очень хрупкие, обращаться с ними надо осторожно. И - часто протирать, чтобы все было идеально чистым. Кстати, для смачивания пальцев лучше всего подходит дистиллированная вода.
Музыканты участвовали в телепрограмме "Минута славы", в записи альбома Бориса Гребенщикова "Песни Рыбака", в проходивших в Венеции концертах рок-музыканта Дэвида Гилмора ("Пинк Флойд"), где Игорь исполнял на стеклянной арфе знаменитое "космическое" вступление к песне "Shine On You Crazy Diamond". Трио постоянно экспериментирует, выступает с оркестром и хором.
Своей школы у исполнителей пока нет, но они уже задумываются об этом. Как первопроходцы, учившиеся на своих ошибках, они накопили обширные знания, которые надо систематизировать. "А может быть, откроем свою клинику", - смеются музыканты. Ведь известно, что Моцарт играл в психиатрической клинике по приглашению врачей. Хрустальная музыка благотворно влияет на психику, настраивает на спокойный лад, уверены музыканты. И уж точно она повышает настроение - в этом убедились пришедшие на концерт елабужане.
Кстати, после выступления музыканты по сложившемуся обычаю разрешили всем желающим подняться на сцену и попробовать извлечь звуки из необычных инструментов.