С 4 по 7 ноября в Казани прошел IV литературно-музыкальный фестиваль "Аксенов-фест", в рамках которого состоялась презентация последнего неоконченного романа Василия Аксенова "Дети ленд-лиза".
Еще на первом "Аксенов-фесте" Василий Павлович поделился с публикой замыслом нового романа, сюжет которого должен был основываться на казанском периоде его жизни. Так случилось, что это был последний визит писателя в родной город. Аксенов успел написать только две главы романа "Lend-leasing. Дети ленд-лиза". Ленд-лизом называлась американская программа помощи СССР в годы Второй мировой войны.
Ирина Барметова, главный редактор журнала "Октябрь", где впервые были опубликованы главы последнего романа В. Аксенова, специально приехала на фестиваль, чтобы презентовать казанской публике "Детей ленд-лиза". Презентация началась со слов о том, что в романе два главных персонажа: сам Василий Аксенов и Казань.
Город, его улицы и дворы, где проходило детство автора, действительно является одним из важнейших элементов в романе. И каждый из гостей, выступивших на презентации, не преминул подчеркнуть мысль, которая буквально витала в воздухе, - о символическом возвращении Василия Аксенова в родной город.
О романе высказались все. Евгений Попов, писатель и друг Василия Павловича, сравнил этот "казанский" текст с возвращением в утробу матери перед смертью. Анатолий Найман назвал роман "адекватными мемуарами" Аксенова, с чем многие были не согласны, отметив, что в книге присутствует художественный вымысел. Вместе с тем все были солидарны со словами писателя и журналиста Александра Кабакова: "Нам всем повезло, что эта книга была обнаружена".
На презентации, проходившей в доме-музее В.Аксенова, поднималась также проблема научного исследования творческого наследия писателя. По сути, это полувековой литературный пласт, отражающий интереснейшие события советской и российской истории, судьбы поколений и отдельных ярких личностей. Все это может стать благодатной почвой для литературоведов. Да и хранить эти научные труды теперь есть где... Между тем директор казанского дома-музея и однофамилица писателя Ирина Аксенова заявила, что пока с ними никто из литературоведов не сотрудничает, хотя в музее с удовольствием окажут помощь каждому, кто проявит научный интерес к творческому наследию нашего знаменитого земляка.
Примечательно для нынешнего фестиваля было и то, что литературную премию "Звездный билет", учрежденную по инициативе Василия Аксенова для поддержки молодых писателей, в этом году организаторы решили не вручать. Вернее, как сказала на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, Ирина Барметова, они будут более тщательно и обдуманно подходить к отбору соискателей. И такой подход не может не радовать, ведь, единожды вручив "Звездный билет" абы кому, можно обесценить саму идею этой литературной премии. Такого же мнения придерживается и обладательница первого "Звездного билета" в номинации "Входящий в литературу поэт" Анна Русс.
Повышенный интерес к себе в дни фестиваля почувствовал и другой обладатель "Звездного билета" - прозаик Денис Осокин. Наконец-то казанцы смогли лично задать интересующие их вопросы автору сценария нашумевшего фильма "Овсянки", написанного по одноименной книге. Денис также поделился с ними радостной новостью о выходе в ближайшее время первого сборника его произведений. Для молодого казанского писателя это действительно большое событие, ведь до сих пор читатели знали Дениса Осокина в основном по журнальным публикациям.
Литературная часть "Аксенов-феста" была довольно насыщенной. В течение трех дней проходили мастер-классы известных писателей, творческие вечера и литературные встречи. Однако слушателей оказалось не так много. По городу не было расклеено ни одной афиши с литературной программой фестиваля, да и вообще организаторы, к сожалению, не уделили должного внимания рекламе. Возможно, это связано со скромным бюджетом фестиваля в целом и его литературных мероприятий - в частности, которые уж точно не являются коммерческими. Остается надеяться, что к следующему "Аксенов-фесту" все же будет найден способ привлечь к фестивалю внимание людей, интересующихся литературой, а их, вне всяких сомнений, в Казани немало.
"Аксенов-фест" является также музыкальным фестивалем, о чем просто нельзя не упомянуть. Василий Аксенов был большим любителем джаза. В свое время писатель сам предложил организовать в доме-музее джазовый клуб, что и было сделано к нынешнему фестивалю. При участии Андрея Макаревича, московских и казанских джазовых музыкантов здесь состоялось открытие ресторана "Джазовый перекресток".
На сцене БКЗ им. С. Сайдашева в рамках "Аксенов-феста" прошли два концерта с участием известной джазовой певицы из США Текоры Роджерс, трио Евгения Борца и саксофониста Александра Гуреева. А Макаревич вместе с вокальным ансамб-лем "A'cappella ExpreSSS" представил свою новую музыкальную программу "L.O.V.E. - Песни про любовь". Кроме того, в доме-музее писателя был показан литературно-музыкальный перформанс по мотивам рассказа Василия Аксенова "Простак в мире джаза". Режиссером-постановщиком выступил московский джазмен Алексей Круглов.
Вот так, под неизменным девизом фестиваля "Жить нужно, как бы танцуя свинг" (эти слова, напомню, принадлежат самому Василию Аксенову), Казань прожила еще четыре ярких дня, наполненных впечатлениями от общения с книгами и друзьями Василия Павловича...
Карина СААКЯН.