Японская киномозаика

С особенностями японского кинематографа российские зрители знакомы весьма поверхностно. В большинстве случаев такое знакомство ограничивается просмотром нескольких картин, рассказывающих о самураях, и парочкой традиционных японских аниме, чьими поклонниками зачастую являются молодые люди.

То, что кинематограф Страны восходящего солнца простирается намного дальше самурайских боевиков и анимационных фильмов, казанские зрители выяснили на этой неделе. В столичном кинотеатре "Мир" прошел фестиваль современного японского кино. Открылся он картиной "Всегда: Закаты на Третьей улице" режиссера Такаси Ямадзаки. Эта драма вышла на больших экранах в Японии в 2005 году, удостоилась высших наград Японской академии киноискусства практически по всем номинациям и имела большой кассовый успех. Она была снята на основе популярной серии комиксов, разошедшихся в Японии тиражом в 14 миллионов экземпляров.

Действие фильма разворачивается в рабочем квартале Токио в 1958 году, когда была построена Токийская телевизионная башня. У каждого героя картины своя непростая история жизни. Норифуми управляет крошечной автомастерской, работать в которую приезжает деревенская девушка Муцуко. Его сосед, беспечный Тягава, мечтающий получить литературную премию за свои рассказы, по пьяни берет на попечение мальчика-сироту Дзюнноскэ. А бывшая танцовщица Хироку открывает неподалеку свой небольшой ресторанчик и пытается заработать деньги на лечение тяжелобольного отца. И горе, и радость жители улочки делят друг с другом. Все вместе они ожидают появления в доме Норифуми телевизора и впервые в жизни смотрят по нему спортивную передачу. А когда внезапно пропадают местные мальчишки, так же все вместе их ищут.

При всей своей драматичности и какой-то невыразимой тоске экранного повествования фильм получился на удивление легким. Плавные съемки, спокойная музыка, неторопливое развитие сюжета напоминают зрителям большое семейное чаепитие, когда за столом собираются близкие люди, не спеша обсуждают свои проблемы и делятся радостью за чашечкой ароматного чая. А пока взрослые беседуют и решают свои дела, неподалеку с воплями носятся дети, у которых тоже свои интересы и трудности. Это история о любви, дружбе, семье и вечных ценностях жизни, которые понятны зрителям, независимо от их национальности и вероисповедания. И хотя восточный менталитет, а соответственно манера общения и поведение героев в самом начале фильма не совсем понятны российскому зрителю, эмоции, которые переживают экранные соседи по улице, трогают сердца и вызывают улыбку.

Страны разные, а проблемы везде одинаковые. Такая мысль приходит в голову после просмотра еще одной драмы фестивальной программы "Душа, проснись!" режиссера Дзюндзи Сакамото. Этот фильм, снискавший положительные отклики не только от кинокритиков, но и простых зрителей, был снят в 2007 году по одноименному роману японской писательницы Нацуо Кирино.

В центре картины - история типичной японской домохозяйки Тосико, которая много лет прожила в счастливом браке, создавая домашний уют, заботясь о муже и детях. В день, когда от сердечного приступа умирает ее супруг, рушится вся безмятежная и такая привычная жизнь Тосико. Но на этом беды женщины не заканчиваются. После его смерти героиня понимает, что долгие 10 лет муж любил другую женщину, а ее считал бесчувственной мебелью, кроме того, она осознает, что дети давно ее не уважают, а внуки считают старухой. Под тяжестью всех этих ударов судьбы Тосико словно падает на колени. И чтобы преодолеть все трудности и твердо встать на ноги, ей предстоит заново узнать саму себя, найти свое место в жизни, впервые принять самостоятельное решение и призвать окружающих к уважению.

Несомненно, актриса Джан Фубуки великолепно справилась со своей ролью. Ее героине сопереживаешь, вместе с ней улыбаешься в минуты счастья и плачешь, когда горечь и отчаяние захлестывают душу. В картине "Душа, проснись!" много мелочей, которые, на первый взгляд, незаметны, однако имеют особое значение для понимания всей истории в целом. Они словно разноцветные частички большой и яркой мозаики, с каждой новой сценой соединяясь в единое панно, создают очень тонкий, изящный фильм, пронизанный духом загадочной японской культуры, настроение которому придает неторопливое повествование и плавная операторская работа.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости