Променяем этот мир на жвачку?

Сценарий этого фильма был написан 15 лет назад Джеймсом Кэмероном, и его выход на большие экраны планировался в далеком 1999 году. Однако тогда к съемкам картины режиссер так и не приступил по причине того, что в конце двадцатого века мировой кинематограф еще не располагал всеми необходимыми техническими возможностями для реализации задуманного проекта. И вот спустя столько лет фильм вышел на мировой экран, войдя в список лучших картин последнего десятилетия.

Терпение Джеймса Кэмерона оказалось не напрасным: "Аватар" с самых первых дней проката занял почетное третье место в топе 250 достойнейших работ в истории кинематографа по версии критиков и отзывов зрителей следом за "Побегом из Шоушенка" и "Зеленой милей". И такую высокую оценку "Аватар" получил вовсе не за свою хорошую рекламную кампанию и развернувшуюся шумиху вокруг того, что это первый фильм, снятый именитым режиссером, со времен выхода в свет "Титаника". Необычный мир, созданный Кэмероном на экране, покорил зрителей своей яркостью, продуманностью каждой детали и невероятно талантливой графической работой, а чувства экранных героев нашли отклики в сердцах каждого сидящего в зале.

События картины разворачиваются на планете Пандора, куда сотрудники одной из частных американских корпораций приезжают для добычи очень редкого, а значит, и дорогого ископаемого. Его залежи находятся как раз под деревней местных аборигенов, народа на'ви, которых нужно каким-то образом выселить с золотоносного места. Для этой цели ученые корпорации создают уникальных гибридов - аватаров, сочетающих в себе ДНК человека и навийца. Через специальные капсулы операторы соединяются со своим аватаром, перевоплощаясь в тело, внешне похожее на представителя народа на'ви, и управляют его действиями.

Джеймс Кэмерон намеренно разделил свою картину на два творения, выпустив помимо обычного фильма версию "Аватара" в 3-D-формате. Первый предназначен для истинных ценителей хорошего кино, которые с интересом вникают во все перипетии сюжетных линий, сопереживают героям и задумываются над смыслом картины, а второй - для тех, кто свое предпочтение отдает оригинальным спецэффектам, нежели сюжету. И, что самое интересное, многие представители этих двух аудиторий после просмотра принимают решение купить билет на повторный сеанс, чтобы увидеть историю далекой планеты уже в другом формате.

Первый вариант фильма привлекает внимание прежде всего сюжетной простотой, которая при этом не утратила особой философской составляющей и тех самых моментов, заставляющих смеяться вместе с героями, плакать, почти физически ощущая их боль, и вжиматься в кресло, переживая за их жизнь. Да, темы варварского отношения к природе, притеснения малых народов и расовой дискриминации уже давно не новы в киноиндустрии. Но если учитывать пятнадцатилетний возраст сценария, то они с каждым годом становятся только острее, а это значит, что говорить о них нужно. Именно поэтому режиссер большое внимание в киноистории уделил описанию быта навийцев и их отношению к окружающей среде.

Общение с природой для жителей Пандоры - это целая религия. На кончиках волос каждого навийца есть тонкие нити, помогающие им держать связь с окружающим миром. Они искренне верят в то, что все живое на земле обладает своей энергией, которая дается на время и со смертью возвращается земле, и уважительно называют мать-природу Эйвой, чей дух заключен в огромном дереве. Кэмерон знакомит зрителей с этим новым миром глазами главного героя Джейка Салли, бывшего морского пехотинца, прикованного к инвалидному креслу. Его интересы далеки от алчных целей людей корпорации, поэтому со временем жизнь в теле аватара, полная свободы и любви к природе, становится для Джейка единственно реальной, а человеческое существование превращается в страшный сон.

Особая похвала исполнителю роли Сэму Уортингтону, который смог передать всю глубину переживаний и эмоций своего героя. "Что мы можем предложить им в обмен на их мир? Джинсы? Жвачку?" - спрашивает Джейк самого себя, адресуя свои слова каждому сидящему в зале. И поневоле задумываешься, на какие еще блага цивилизации человечество променяет чистоту и красоту природы.

Вариант фильма в 3-D-формате оставит массу впечатлений благодаря своей фантастической графике. Именно она заслуженно составляет основную статью расходов на съемки картины, бюджет которой, по официальным данным, 230 миллионов долларов, а по слухам, просочившимся в Интернет, все триста. Благодаря работе новозеландских 3-D-дизайнеров вымышленный мир выглядит как никогда реальным. Джеймс Кэмерон невероятно скрупулезно создал красивейшую флору и фауну Пандоры, которую специалисты, снискавшие славу после работы над трилогией "Властелин колец", воплотили на экране. Здесь каждый цветок, каждая травинка уникальны, а яркие образы животных, несомненно, надолго останутся в памяти зрителей.

Отдельного внимания заслуживает графика навийцев. Эти трехметровые синие полукошки-полулюди вовсе не кажутся мультяшными. Эмоции каждого из них настолько четко прописаны, что постепенно перестаешь замечать графику и видишь игру Сэма Уортингтона, Сигурни Уивер, Зои Салдана. Дело в том, что во время съемок сцен с навийцами актерам прикрепляли на тело и лицо сверхчувствительные датчики, считывающие движение и мимику человека. И с помощью камеры, созданной специально для съемок этого фильма, Джеймс Кэмерон видел на мониторе не актера, а его графическое изображение, а вместо зеленых стен съемочной "лаборатории" - виртуальный мир Пандоры.

Особый шарм навийцам придает их язык. Специально для съемок картины Кэмерон позвал в команду Пола Фроммера, известного лингвиста, чтобы тот придумал язык на'ви. На составление одной только грамматики ушло несколько месяцев, после чего Фроммер раздал актерам "Аватара" брошюру "Говорим на на'ви" и начал обучать их правильному произношению на новом языке. Кроме того, режиссер приглашал к сотрудничеству астрофизиков, профессора музыки, археолога и других экспертов, чтобы в итоге создать для зрителей уникальный и захватывающий мир Пандоры, поражающий воображение зрителей и заставляющий задуматься о красоте и мощи нашей реальной природы, которую человечество, увы, продолжает менять на "джинсы и жвачку". Можно с уверенностью сказать, что реализовать такой масштабный проект и воплотить на экране, по словам режиссера, мир, о котором он мечтал с детства, под силу только такому мастеру, как Джеймс Кэмерон, и то раз в десятилетие.

Уже сейчас "Аватара" можно назвать главным успехом киноиндустрии уходящего года. Он достойно возглавил двадцатку лучших фильмов 2009-го, обогнав даже трогательную картину "Хатико: самый верный друг".

Если говорить о комедиях, то свое предпочтение зрители отдали молодежной "Рок-волне" и романтическому "Предложению". Лидерами среди анимационных фильмов стали "Вверх" и "Рождественская история". Титул лучшей драмы снискала история о девочке, больной раком, в фильме "Мой ангел-хранитель". Особняком в этой двадцатке стоят самые заметные проекты уходящего года культовых режиссеров Питера Джексона и Квентина Тарантино "Район №9" и "Бесславные ублюдки".

Последние изменения в этот список могут внести лишь два фильма, стартующие 31 декабря. Это "Шерлок Холмс" Гая Ричи, который изо всех сил пытается вернуть себе былую славу после почти провального "Рок-н-ролльщика", и "Черная молния", спродюсированная Тимуром Бекмамбетовым. А это значит, в новый кинопрокатный год мы войдем с летающими машинами и героями, нарушающими все законы физики, но зато как красиво!

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости