На границе фольклора и авангарда

13 сентября исполнилось бы 60 лет выдающемуся татарскому композитору, выпускнику Казанской и Московской консерваторий - Шамилю Шарифуллину (1949-2007). И хотя Шамиль Камилевич ушел из жизни рано, в истории академической музыки и фольклористики он успел сказать свое весомое слово.

"Меня очень тревожит, - говорил он, - что все меньше композиторов знают народную музыку. А это значит, что они не владеют интонационно-образным словарем. Я для себя давно определил кредо: не может быть настоящего художника без почвы. Ведь даже среди авангардистов - Булеза, Мессиана, Штокхаузена - нашелся итальянец Луиджи Ноно, который в разгар этого бума в 1963 году написал "Пение разных народов" - обработки народных песен. И был глубоко прав, я считаю, потому что он показал путь, который нас спасет".

Шарифуллин "спасал" нас своими исследованиями и детского фольклора, и традиционного книжного пения, представленными в его многотомной "Антологии татарской народной музыки". Им созданы также учебная программа по татарскому фольклору и, конечно же, множество музыкальных сочинений в неофольклорном стиле.

До семнадцати лет Шамиль Шарифуллин жил в туркменском поселке Фараб. В частном доме его семьи, чтобы совместно помузицировать, частенько собирались друзья. Были здесь и татары, и русские, и греки, и армяне. Поэтому в подсознании будущего композитора с самого детства стали закладываться основы европейских и азиатских фольклорных культур. А в 13 лет, услышав по радио увертюру к опере "Тангейзер" Вагнера, Шамиль проникся роковой идеей - серьезно заняться сочинением музыки на основе фольклорных элементов.

За полтора года он экстерном прошел курс музыкальной школы и поступил в Ашхабадское училище. Потом семья переехала в Казань, где он также досрочно, за четыре года, прошел учебные курсы консерватории (классы композиции Алмаза Монасыпова и Анатолия Луппова). После этого Шамиль Шарифуллин обратился к профессору Тихону Николаевичу Хренникову, став его ассистентом-стажером в Московской консерватории.

Композитор не только усердно и целенаправленно учился - он часто ездил в фольклорные экспедиции, чтобы иметь непосредственный и постоянный контакт с "живым" материалом. Целое десятилетие (1972-1982) Шамиль Камилевич заведовал кабинетом музыки народов Поволжья при Казан-ской консерватории, а далее начал преподавать на кафедре композиции.

В 1975 году он написал произведение, ставшее самым известным, - семичастный концерт для хора a капелла "Мунаджаты" (на народные тексты, тексты из Корана, стихи Г.Тукая), соединив арабский фольклор с полифонией и формой европейского типа, а также с авангардными техниками алеаторики и сонорики. Слово "мунаджат" означает "разговор с самим собой", а сам жанр связан с утренней молитвой. Шарифуллинские "Мунаджаты" сразу же вызвали переполох в музыкальном мире, но не только потому, что ассоциировались с "религиозной антисоветчиной", а прежде всего потому, что были настоящим музыкальным откровением. Назиб Жиганов не побоялся назвать их "новой страницей татарской музыки", а сочинение обошло весь мир: оно исполнялось в США, Германии, Швеции, Финляндии, Болгарии, Чехословакии, Италии и даже в Ватикане, специально для Папы Римского. Благодаря этому хоровому концерту Шамиль Шарифуллин стал лауреатом премии Союза композиторов России имени Д.Шостаковича (1985) и Государственной премии РТ имени Г.Тукая (2005).

Кроме того, Шамиль Шарифуллин не отступил от своих концепций и в инструментальных жанрах. Здесь, например, можно назвать десять фортепианных прелюдий "Старинные народные напевы". А два года назад казанской публике были представлены последние неофольклорные симфонические произведения композитора - "Татарские танцы" и "Татарские буколики".

Композитор Шамиль Шарифуллин считал, что сегодня, как никогда, фольклору и музыке академической традиции необходимо существовать рядом: таким образом фольклор не будет забыт, а композиторская музыка обретет "живые" корни. В противном случае - она мертва...

Александр ЧЕРНЫШОВ,

преподаватель Московской консерватории.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости