Условия славы, или Далеко ль до беды?




Поэзии нет. Была - в Золотом веке, в Серебряном. И в 60-е годы была. А сейчас нет - была, да сплыла. Есть экономика и благотворительность, экстрасенсы и олигархи, "Дом-2", Ксения Собчак, оптимизация и серая зарплата, детективы и мыльные оперы, кариес и памперсы, кто побежит за "Клинским", - ведь мы этого достойны. А поэзии нет. Но есть поэты. И кое-кому из них еще дают премии. Неужели за стихи?.. Премии помогают поэтам жить и сигнализируют некогда самому читающему народу, что поэты есть.

По приглашению гипермаркета "Книжный двор" Казань посетил Тимур Кибиров - российский поэт, начавший публиковаться в позднесоветскую эпоху как концептуалист и пересмешник. Демонстративный вызов советским языковым и литературным нормам, ироничный тон стали его визитной карточкой. 13 изданных книг, внимание критиков и литературоведов, солидный список премий, в мае этого года увенчавшийся национальной премией "Поэт" (в денежном выражении - 50 тысяч долларов), - все это принесли Кибирову два последних десятилетия.

Он следует постмодернистской эстетике - во внешних проявлениях. Каждое новое стихотворение стремится отлить в форму-прототип по шаблону либо готового стиля, либо готового произведения. Принято высоко ценить Кибирова-раннего, но о стихах последних лет говорить несколько скептически. Лично мне тоже больше нравятся ранние:

"Далеко ль до беды?"

- "Недалече!

Так вот прямо,

милок, и ступай.

Ну бывай!

До свиданья, до встречи!

А потом уж ни в жизнь

не бывай!"

И рассыпался вьюгою в очи,

и пропал хитрован-мужичок.

Время к ночи. Дорога короче.

Волчьим взглядом

блеснул огонек...

Тимуру Кибирову явился апокалиптический ангел: "И клялся он, что времени не будет!" Почти по Державину: "Все чертовым жерлом пожрется". Державин, уходя, хлопнул дверью. Этот звук оказался наиболее наследуемым в русской философской лирике начиная с Боратынского...

Автор эпохального эпического полотна "Жизнь К.У. Черненко", Кибиров с его необъяснимой, алогичной любовью к какому ни есть отечеству ("Кому куда, а мне - в Россию") был последним певцом ЦК: "То березка, то рябинка... То река, а то ЦК"... Скоморошество тут и там прерывается детскими всхлипами. Из послания Рубинштейну: "Лев Семеныч, будь мужчиной - не отлынивай от слез". Слезы все прощальные. Ведь именно Кибиров, борясь с практикой соцреалистического воспитания, высмеивая и передразнивая, последним из поэтов захлопнул массивную дверь советской эпохи...

Произведения Кибирова густо населены литперсонажами, цитатами, центонами, реминисценциями - что бы он безо всего этого делал? "Юноша бледный, в печать выходящий,/Дать я хочу тебе два-три совета..." Не надо советов! У нас вопрос. В одном из стихотворений написано: "Как долго, как мучительно, как страстно искали выразительные средства...". А есть еще окуджавское утверждение, что "каждый пишет, как он дышит". Тимур Кибиров дышит произведениями предшественников или просто в мучительном и страстном поиске нашел беспроигрышный путь к читателю? Ведь кто-то очень точно заметил: "Читать по-настоящему можно только вспоминая". То есть знакомые строчки и образы притягивают глаз и внимание. Поэт скромен:

- Не будем говорить о сомнительных достоинствах моих текстов... Если говорить о поэзии, понятно, что каждый состоявшийся поэт - это сочетание рукомесла литературного с тем, что сказал Окуджава. Весь вопрос в том, чтобы найти адекватные средства: насколько они окажутся адекватными, настолько окажется состоятельным стих. Как всякий литератор, я не смогу ответить на ваш вопрос. Так получилось. В какой-то момент мне показалось, что именно эти формы: игры, использование цитат и квазицитат, стилизаций - наиболее подходят для целей, которые я преследую. Они неизменны со времен Гомера - описать мир. Всякий, кто пишет, ставит эту задачу...

Кибиров не склонен называть себя поэтом. Говорит: стесняюсь. Буквально по Шварцу: сказать "я писатель" так же стыдно, как сказать "я красавец".

- Но мир считает и называет вас поэтом.

- Господь с вами, какой мир?

- Хотя бы тот, что во главе с РАО ЕЭС, финансирующим премию "Поэт". Название ее говорит само за себя.

- Чубайс дал денег, а литераторы распределяют. Это лестно, я горжусь. Члены жюри чрезвычайно квалифицированные литераторы, но преувеличивать значимость премии... Если бы речь шла о реальной славе! Будем реалистами. Мне нет оснований гневить Бога, потому что я известен чуть больше, чем того заслуживаю. Но моя известность - это пятьсот человек в Москве, триста в Питере, сто в Казани или Саратове... Настоящая поэтическая известность закончилась в 60-е годы.

- В наше время поэт таковой снискать не может?

- Может, завтра появится такой, кто нас так поразит, что станет кумиром миллионов. А сейчас даже моя поэзия, которая принципиально и сознательно демократична, не может быть предметом массового интереса. Печально, но это так. Пока еще у нас не как в Финляндии, когда на выступление пяти самых известных поэтов в Хельсинки собирается пятнадцать зрителей - сам присутствовал. В Москве человек полтораста-двести еще собирается...

- По-вашему, мы идем к финскому варианту?

- Боюсь, такое реально.

- Виноват поэт или толпа, которая разлюбила поэзию?

- Поэты склонны во всем винить одичавшую публику. Публика действительно одичала. Но, с другой стороны, это означает, что современная поэзия не отвечает каким-то ее потребностям.

- Потребности тоже можно критиковать. Если люди смотрят "Дом-2", это не значит, что была потребность его смотреть. Просто телевидение отлично справляется с заказом опустить потребности. Да и сама жизнь. В условиях борьбы за место под солнцем человек думает о надежном куске хлеба, а не о последних достижениях изящной словесности.

- Я говорю не о потребностях телезрителей, а о среднеинтеллигентной публике: учителя, врачи, инженеры, которые в 60-х годах читали стихи, передавали из рук в руки. Сейчас не читают... Но я не считаю, что есть фатальная предопределенность вырождения, от нас зависит, что мы предпримем. У нормального человека существует потребность в поэзии. Хоть не столь явная, как потребность в еде. Уверен: наша жизнь зависит не от политиков, а от состояния культуры. Только от этого.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости