Незабываемый вкус живой воды

Нынешний культурный год в России посвящен Турции. Знакомство с культурой этой страны началось весной в Москве и продолжается до сих пор в разных российских городах. Так, в конце июня Казань посетил известный турецкий ансамбль «Таксим Трио».

Что мы вообще знаем о Турции? Там возможен относительно недорогой отдых. Оттуда родом Таркан, хит «Аиша» и танец живота. На этом обывательский набор заканчивается. Так было и у меня до того времени, пока я не услышала народную турецкую музыку в джазовой импровизации ансамбля «Таксим Трио».

В состав трио входят музыканты Хусни Шенлендириджи, Исмаил Тунчбилек и Айтач Доган. Из музыкальных инструментов — кларнет, канун и баглама. На первом играет Хусни — потомственный кларнетист: его предки как со стороны отца, так и матери были кларнетистами. И один из его сыновей, которому двенадцать лет, тоже играет на кларнете. Сам же Хусни с пяти лет занимается музыкой. Был участником многих фестивалей и конкурсов.

Баглама, на которой играет Айтач Доган, — самый распространенный в Турции струнный народный инструмент с тысячелетней историей. На протяжении веков звуки багламы служили аккомпанементом для поэтов и сказителей, развлекали публику на традиционной турецкой свадьбе.

Исмаилу Тунчбилеку принадлежит канон (канун) — струнный щипковый музыкальный инструмент, похожий на гусли. Канун появился в Турции еще в восьмом веке и завоевал любовь главным образом среди знатных женщин. На улицах турецких городов часто можно встретить школьников с этим народным инструментом, спешащих на занятия музыкой.

Вообще, народную музыку там любят все — от мала до велика, независимо от социального положения и уровня культуры. Но в музыке ансамбля «Таксим Трио» турецкие фольклорные мотивы еще и сливаются в искрометную джазовую импровизацию. Такая «обработка» делает народную мелодию для неискушенного Востоком слушателя более понятной. Тем более что такое свободное звучание органично, ведь со времен средневековья особенностью турецкой музыки было практически полное отсутствие нот.

Благодаря кларнету среди звучания задающих ритм инструментов вдруг возникает мелодия, угадывается мотив и снова пропадает, как оказавшийся миражом оазис, и снова без цели и конца бредет по пустыне музыка…

Музыканты живут на сцене, выкладываются полностью. Широкое лицо, лукаво блестящие глаза, улыбка человека, превосходно знающего свое дело, которому отдается целиком и самоотверженно. Это — Исмаил Тунчбилек. Нависая над кануном, водя по нему большими ладонями, стремительно бегая пальцами по струнам, двигаясь всем корпусом, он не только играет, но и танцует.

Кстати, тело оживает под эту на первый взгляд совсем не танцевальную музыку неспроста. «Таксим Трио» приходилось аккомпанировать звездам беллиданса Нью-Йорка, исполнительницам восточных танцев, танца живота. Пронзительные звуки, невидимые веревки, по которым, извиваясь, взбирается змея, вызванная заклинателем…

В отличие от подвижного и эмоционального Исмаила Тунчбилека, колдующего над кануном, другие музыканты более сдержанны, даже меланхоличны. Их дуэт сразу оставляет тебя наедине с бескрайностью, небесной и земной. Так же они и играют: закрыв глаза, погружаясь в себя и звучание инструмента.

На самой многолюдной площади Стамбула стоит здание по имени «Таксим». На языке турок-османов слово «taksim» означало «распределять», «распространять». Когда-то именно в этом здании распределялась вода, поступающая в различные районы Стамбула. Настоящую живую воду далекой страны нынешним летом испробовали зрители и в Казани на концерте турецкого ансамбля «Таксим Трио».

Наталия ФЕДОРОВА

Фото автора

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости