Узнаваемые ситуации и персонажи

Имя этого крупного ученого-литературоведа, острого критика, публициста, лауреата премий имени Гаяза Исхаки и Кул Гали хорошо известно широкому читателю, особенно учительству республики. Талгат Галиуллин - автор двенадцати монографий и книг (одна из них вышла в Москве, в издательстве “Современник”), учебников по татарской литературе для общеобразовательных средних школ, более 300 статей и рецензий. Его роман-трилогия “Саит Сакманов” и сборник литературно-критических статей “Личности рождаются веками” выдвинуты на соискание Государственной премии имени Г.Тукая.

Впервые в качестве прозаика он предстал как автор документальной повести “Дети своего времени”, где под его пером ожили реальные личности. Затем вышел сборник под названием “Претензия”, составленный из коротких рассказов, публицистики и злободневной критики. В этих довольно емких рассказах и зарисовках, публицистических эссе даны картинки нашей вчерашней и сегодняшней жизни, тонкие психологические наблюдения, узнаваемые ситуации, знакомые герои: недавние хозяева жизни - партийные боссы с их барскими замашками, любопытные персонажи из вузовской среды, гримасы перестройки, финансовые махинации, мошенники и их жертвы... Все это описано просто, без сарказма, без пафоса разоблачения, с легкой иронией, с юмором, но однозначно приводит читателя к мысли, что ни зигзаги политической жизни, ни финансовые потери, ни семейные неурядицы не являются жизненной трагедией, это лишь небольшие неприятности, не стоящие больших душевных затрат.

Рассказы и миниатюры Т.Галиуллина ассоциируются с простыми и гармоничными музыкальными пьесами, трилогия же, состоящая из романов “Покаяние”, “Петля” и “Ночные дороги”, - это уже сложная, мощная и многоплановая симфония. Писатель на материале современных событий поднимает вечные для классической литературы вопросы: “почему?”, “кто виноват?” и “что делать?”. Хотя на последний вопрос читатель и не находит четкого ответа, но по первым двум он вполне определенно приходит к ясным заключениям.

Ужасающие картины разборок между мафиозными группировками, леденящие душу сцены жестокости, нарисованные в романах с беспощадной реалистичностью, придают им видимость детективности. Однако это поверхностное восприятие. Для сравнения и доказательства можно обратиться к творчеству Ф.И.Достоевского: разве можно, например, назвать детективными его романы “Преступление и наказание”, а тем более “Братья Карамазовы”?

Пристальное внимание к социальным и политическим вопросам периода так называемой перестройки свидетельствует о том, что Талгат Галиуллин вовсе не ставил себе целью создание произведений детективного жанра. Просто он мастерски точно описал быт и нравы тех лет. Рыночные отношения уже вторглись в нашу жизнь, а мы не готовы к ним. Советский образ существования за долгие годы отучил нас от настоящего трудолюбия. Мы не умеем зарабатывать деньги, не теряя при этом человеческого облика, поэтому на нашем физическом и моральном унижении самоутверждаются те, кто “умеет жить”, те, кто сегодня правит бал. Это мафиозные группировки, их главари Нургали Вагапов, Саит Сакманов, Северцев, Башорин. Автор уже не может позволить себе лишь иронично изображать их, оставивших за собой кровавые следы. А мы, простые читатели, обыватели, живем рядом с ними, на тех же улицах. И возникает вопрос: кто же нас защитит от них?

В романах Талгата Галиуллина не соблюден один из самых важных атрибутов детективного жанра. Здесь есть преступники и преступления, но нет умных сыщиков, которые раскрывали бы преступления, наказывали преступников и защищали бы нас. Из ситуаций и логики, вытекающей из них, возникает вопрос: а где их взять?! Их нет в жизни. Правда, в ситуациях фигурируют и представители милиции, и прокуратуры, то есть те, кто по долгу службы обязан нас защищать. Но увы! Вот, например, полковник милиции Джавдат Габдуллович, который по мере своих возможностей пытается честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Но кто же на него обращает внимание? Даже в собственной семье у него нет авторитета: жена его не слушает, а дочь даже завела роман с одним из головорезов Сакманова - с законченным уголовником Шурупом-Саморезом. Непосредственный же начальник полковника, заместитель министра внутренних дел Аскар Альмиев восхищается главарями мафии, смотрит им в рот.

Кстати, Саит Сакманов пришел в мафию из той же милиции. Автор подробно описывает путь главного героя трилогии - от работника органов внутренних дел до главаря мафии. Это очень сложный образ. У читателя, привыкшего к черно-белым произведениям соцреализма, он наверняка вызовет неприятие. Действия и жизненные убеждения Саита Сакманова никак не укладываются в рамки только положительного или только отрицательного героя.

Смекалистый, сильный деревенский парень долго боролся за справедливость, за правду. Однако далеко не всегда он встречал понимание на этом пути. Дорого обходятся ему в годы учебы в военном училище в Крыму, поиски исторической справедливости в отношении крымских татар. Затем, после долгих мытарств, поставленный на стражу общественного порядка в качестве участкового инспектора милиции, он с рвением исполняет свои обязанности. Но в своей работе, стараясь соблюдать требования законности, наталкивается на людей, которых нельзя трогать, которые стоят “выше закона”.

Его стремление к справедливости не находит поддержки у коллег и особенно у маститого прокурора. В результате в один прекрасный день молодой милиционер оказывается на улице без работы, без средств к существованию, без жилья. Дальше как обычно: хочешь жить - умей вертеться. И он вертится. Опускается на самое дно жизни, работает “вышибалой” в ресторане, в “годы трезвости”, то есть во времена сухого закона занимается подпольной торговлей водкой и т.д.

Попытки подняться со дна жизни законными путями ему не удаются. И Саит окончательно понимает, что достичь этого в условиях царящего в обществе беззакония невозможно. Короче, борьба за существование вынуждает его встать на иной путь, который кажется ему единственно верным. Талантливый от природы, начитанный, имеющий организаторские способности, он в скором времени становится одним из самых богатых и влиятельных людей города.

В романе “Петля” после жестоких мафиозных разборок здоровье героя уже сильно подорвано. После пережитого горя - гибели жены Зульфии - дух его тоже сломлен. Он устал от бесконечной борьбы за выживание и пытается договориться со своими конкурентами о мире и “взаимном доверии”. Но это все - попытки сохранить себя и свое богатство. О необходимости искупить свои грехи, очистить душу, кажется, он еще не задумывается. Роман “Петля” заканчивается тем, что после очередной разборки Саит Сакманов, обстрелянный и израненный, прячется в болоте. Это символично. Болото вокруг него и болото внутри него, в душе. Выжить в болоте вряд ли возможно...

В третьей книге, когда жизнь главного героя вошла в колею и он снова нашел спутницу жизни, происходит непоправимое. Пришла расплата... Автор заканчивает историю жизненного пути Саита Сакманова его гибелью, что закономерно.

Психологические характеристики в романах настолько глубоки и точны, а ситуации так мастерски обрисованы, что любой читатель может узнать в фирме “Игелек” свою или соседскую, а в ней людей, похожих на Саита Сакманова, Шурупа или Наилю-Нонсу. Все параллели достаточно прозрачны. Просто дух захватывает от смелости автора! Ведь он пишет не о прошлом, а о тех ситуациях и о тех людях, которые правят бал сейчас. А если им это не понравится? Они ведь наверняка дадут знать об этом в какой-либо форме. Зачем это нужно автору, занимающему столь высокое положение в обществе, ученому, академику, профессору университета? А помните, Лев Толстой воскликнул однажды: “Не могу молчать!” Видимо, и здесь - тот самый случай. Да, трилогия “Саит Сакманов” стала значительным явлением в татарской литературе, и она заслуженно выдвинута на соискание самой высокой награды республики в области литературы и искусства - премии имени Габдуллы Тукая.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости