Иной раз слышишь: современные художники все меньше пишут с натуры, мало путешествуют... Вопреки этому мнению летом нынешнего года стартовал российско-американский арт-проект "Волга - наш дом" (The Volga river is our house).
Художники плавали по Волге на теплоходе "Жолио-Кюри". По пути они посетили Самару, Саратов, Волгоград и Астрахань. Свои впечатления от волжских городов, исторических, культурных памятников и встреч с людьми они отобразили с помощью разных изобразительных средств - фотографии, видео, живописи, графики. Путешествие завершилось еще в июне. А в начале декабря в Казани открылась выставка "Берега" - своеобразный творческий отчет о поездке художников Алсу Тимергалиной, Карли Кастелляни и Рината Каримова.
"С незапамятных времен лодка изображалась в виде дуги и вода горизонтальной линией. Почувствовать этот путь по горизонтали - вниз по Волге - это желание и побудило нас отправиться в путешествие..." - пишет А.Тимергалина в своем эссе "Цветущий лотос, или Три года в бамбуковой роще". И там же: "Я увидела такие разные берега - это нужно прочувствовать, когда смотришь на берег с воды. А еще есть такое философское слово "причал"..."
Заманчиво звучит, правда? После таких обещаний кажется, что, посмотрев картины, ты отправишься в речной порт или просто глянешь под ноги и обомрешь: земля, какая ты разная - с воды, с неба, с высоты моего роста...
Именно с такими мыслями я шла на выставку "Берега". Но... Видимо, прав поэт: "предчувствие весны сильнее, чем весна"...
Три работы Кастелляни - маленькие причудливые квадратики с красочными ляпами, приклеенными колосками и затейливыми названиями - как три глотка непонятного воздуха Америки, где свобода самовыражения не имеет границ. Недаром художница написала о себе, что, помимо устроения арт-выставок, она занимается созданием трехмерных пейзажей и инсталляций, сочинением музыки и, что нам совсем уж трудно понять, состоит в обществе по защите амбаров, построенных голландскими переселенцами в 1600-1700 годах.
У Алсу Тимергалиной, судя по всему, такая же насыщенная творческая жизнь - она работает художественным редактором в журнале "Сююмбике", иллюстрирует детские книжки, занимается графикой, декоративно-прикладным искусством. Не чуждо ей и литературное творчество (вот эссе написала...). Любит путешествовать, в том числе по старой Казани с ее мифами. Неудивительно поэтому, что "Берега", по сути, - это выставка работ Алсу Тимергалиной. На вернисаже все, кому давали слово, прежде всего ей адресовали свои поздравления. Но остальных ее работы, по-моему, радостью не одарили. Огорчила простая фотографичность многих картин в стиле "купи какой-нибудь пейзаж повесить над диваном". Где же тут обещанная философия, поиск, глубина? Разве что работы "Лодка" и "Ныряльщица" могут показаться неоднозначными в силу своей символьности. Но и тут возникает oщущение, что нечто похожее где-то ты уже видел... Да, с профессиональной точки зрения все картины выполнены чисто и честно. Деревья в воде, обрывы, кони, заря - все очень правдоподобно. Но капризничает все внутри, словно чего-то пообещали, но не дали.
Впрочем, кое-что показалось интересным. Например, картина "Тихий ход" - ощущение полуденного солнцепека, когда ни ветерка, поверхность воды почти не дышит, не колеблется, и только раскаленный кусочек железа - буек - качается на волнах... И картина живет.
По-своему интересен третий участник выставки - Ринат Каримов. Он пишет не берега, не воду, а людей - просто, тихо и по-доброму. Дети, которые носились по пароходу, а потом согласились позировать художнику, кажется, сейчас сорвутся со своих мест и побегут, оглушительно смеясь. А изображенного им капитана хочется обнять - как настоящего человека, проживающего свою судьбу.
То и дело сегодня слышишь, что не стоит унывать, во что бы то ни стало надо быть активным и предприимчивым. А потому: как все-таки здорово, когда люди живут ярко, весело, всегда полны новыми впечатлениями. Вот если бы еще это ощущение счастья отражалось в работах художников так же ярко, как на их лицах...
Наталия ФЕДОРОВА.