Датой рождения кинематографа считается 28 декабря 1895 года, когда в Париже, в помещении "Гран кафе" на углу бульвара Капуцинов и улицы Обер, состоялись первые коммерческие сеансы нового зрелища.
Братья Люмьер не зря приурочили открытие своего "Синематографа" к рождественской неделе - толпы взрослых и детей представляли собой потенциальных зрителей нового зрелища. Началу же открытых представлений предшествовала "генеральная репетиция", на которую были приглашены журналисты, владельцы театров и мюзик-холлов. Никто из них не знал, что обозначает словосочетание "Синематограф Люмьера".
Первые сеансы демонстрировали картины "Прибытие поезда", "Стена" с облаком пыли, "Завтрак ребенка" на фоне деревьев, раскачиваемых ветром, "Выход с фабрики Люмьера" и, наконец, "Политый поливальщик". Сегодня нам трудно представить тот шок, который испытывали первые кинозрители, глядя на экран, на котором возникали движущиеся картины, лишенные звука.
Новое изобретение привлекало любопытство зрителей по всему миру своей технической новизной. Совершенно очевидно, что для братьев Люмьер в их работе не было ничего удивительного и открытие нового искусства произошло бессознательно. Они неподвижно установили кинокамеру на перроне, и сама жизнь решила, как увидит зритель прибытие поезда. Первый сеанс принес 33 франка дохода. В последующие дни перед кафе выстраивались длинные очереди любопытных. Через три недели после первых демонстраций фильмов ежедневная выручка составляла 2000-2500 франков. Кино вошло в моду - состоятельная публика восторгалась изобретением братьев Люмьер. В Париже, Лондоне, Нью-Йорке, других крупных городах демонстрировали "Прибытие поезда", "Завтрак ребенка", "Политый поливальщик" и другие.
В России 4 мая 1896 года "Синематограф братьев Люмьер" был показан в Петербургском опереточном театре "Аквариум" после второго акта оперетты В. Роже "Альфред-паша в Париже". В Москве в летнем театре "Эрмитаж" после спектакля синематограф увидели 26 мая 1896 года.
Первые сеансы синематографа в Казани состоялись 2 мая 1897 года. "Сегодня в Городском театре в пятницу, 2 мая, первый сеанс настоящего СИНЕМАТОГРАФА ЛЮМЬЕРА (живая движущая фотография). Первый раз в Казани! Интересное зрелище. Просят не смешивать с бывшими здесь подражателями. Интересная программа. Начало в 8 1/2 вечера",- такие анонсы напечатали все казанские газеты.
Наиболее полное впечатление от первого сеанса оставила для потомков газета "Казанский телеграф" от 4 мая 1897 года в рубрике "Казанская хроника": "Демонстрирование нового СИНЕМАТОГРАФА (Люмьера) в Городском театре 2-го мая можно назвать более чем безукоризненным, и сравнивать его с бывшими в Казани ранее синематографами положительно невозможно. Несмотря на то, что господин демонстратор в афишах постарался предупредить нашу публику, чтобы она не смешивала синематограф, принадлежащий ему с другими, бывшими в Казани, публика мало обратила внимания на это заявление - она уже видела несколько синематографов и все плохих, не усовершенствованных, хотя дифирамбам о них господ заезжих демонстраторов не было конца - понятно, публика приходила на такой спектакль и разочаровывалась... Теперь ее трудно, почти невозможно, заманить в театр на сеансы синематографа разными саженными афишами с их "небывалыми чудесами". Так было и в спектакль 2-го мая, так и следовало ожидать...
Жаль, а сеансы синематографа, повторяем, удались превосходно (за некоторыми маленькими исключениями), зрительный же зал совершенно пустовал (сбор достиг такой мизерной цифры, как 130 рублей с копейками!)..."
Казанский хроникер оставил для нас не только впечатления от первого сеанса, но и сведения, что до первого сеанса синематографа Люмьер в Казани проходила демонстрация другого синематографа, по-видимому, Эдисона. Но о предшествующих сеансах в печати не было никакой информации. И далее репортер подробно рассказывает о репертуаре первого киносеанса: "...Хороши картины "Коронационные торжества", особенно картина "Красное крыльцо. Торжественное шествие Их Императорских Величеств на коронацию". Наиболее интересным было третье отделение программы, составленное из новых картин и весьма разнообразно. Картины - "Прибытие поезда", "Купание негров"", "Купальня Дианы в Милане", "Горящие растения", "Разрушение стен", "Кавалерия" (две картины) и др. производили полную иллюзию.
Очень хороши комические сценки (например, "Путешественник и вор"). Лучше всех удались картины "Детский бал" и особенно "Малороссийский трепак". Это танцующая в тесном бальном зале детвора с веселыми, непринужденными личиками, это разудалое исполнение хохлацкого казачка (в танцах участвуют до 20 человек), изображена сцена малороссийская, оркестр и т.д.
Словом все картины удались превосходно... Из-за одной только картины "Малороссийский трепак" и то следовало бы казанцам познакомиться с синематографом Люмьера. У публики синематограф этот имел большой успех, и большинство нумеров были бисированы. Такие удобные случаи, как показал горький опыт, бывают не часто, а в Казани до сих пор не было ни одного (кроме названного выше) хорошего демонстратора".
Следующая демонстрация синематографа Люмьера состоялась 6 мая на утреннем сеансе в Городском театре и состояла из 30 картин в трех отделениях. Весь утренний кинематографический сеанс был адресован детям. Вечерний сеанс для взрослой публики состоял из 68 картин в четырех отделениях.
Итак, первое появление кинематографа в Казани было приравнено к очевидному фактору культуры, фактору духовной жизни - для первого знакомства отдается лучший театр, а сеансы демонстрируются под симфонический оркестр театра.
Большую программу картин "знаменитого и единственного в мире аппарата движущейся живой во весь рост фотографии Синематографа Люмьера" в течение того лета можно было увидеть в театре сада господина Панаева.
"Казанский телеграф" 17 августа 1897 года сообщал: "Сегодня в Панаевском саду для учащихся дан будет сеанс движущейся живой фотографии Синематографа. Цена назначена 42 копейки в партере или ложах". С этого времени кинематограф прочно вошел в жизнь казанцев. С 1908 года стали открываться стационарные кинотеатры. Но это уже другая история...
Елена АЛЕКСЕЕВА.
Кандидат исторических наук.