Очень просто о вечных истинах

В Казанском театре юного зрителя появились новые Ромео и Джульетта. Деревенские. Вдогонку шекспировской трагедии главный режиссер театра Владимир Чигишев представил на суд зрителей современную пьесу киевлянки Марии Ладо с бесхитростным названием "Очень простая история".


Завязка истории, как и "предупреждает" название, - проще некуда. Обыкновенный деревенский парень Леша (Арсений Курченков) любит девушку Дашу (Ольга Лейченко). Родители Даши против их союза. И тут вспоминается фраза из старого советского фильма: "Поздно, папа, поздно...". Даша ждет ребенка. Обстоятельства знакомые. Но вот обстановка...


Сцена из спектакляДействие пьесы происходит в обыкновенном деревенском хлеву, населенном разной живностью: тут и Свинья (Елена Калаганова), которая придерживается философии наивного романтизма, и вечно стельная Корова (Елена Ненашева), и много повидавшая на своем веку Лошадь (Зоя Петрова)... Узнав, что означает странное слово "аборт", обитатели хлева решают во что бы то ни стало помочь Леше и Даше сохранить ребенка.


Пьеса Марии Ладо сегодня очень популярна в России. Число ее постановок перевалило за добрый десяток. Пьеса с успехом идет в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Ростове Великом, Тюмени... Вот и в нашей республике она готовится к постановке, как минимум, еще в двух театрах. Несмотря на внешнюю простоту, пьеса многогранна, и каждый театр, естественно, высвечивает в ней ту грань, которая ему ближе.


Впервые пьесу Ладо поставили в Москве в Содружестве актеров Таганки. Режиссер Николай Губенко превратил "простую историю" в остросоциальную композицию с зонгами о вреде цивилизации, коррумпированности чиновников и тому подобных вещах. "История" Владимира Чигишева тоже несет в себе социально-политический подтекст - из песни слов не выкинешь, тем более слов Петуха: он единственный среди персонажей слушает радио и потому знает такие слова, как референдум, импичмент, суицид... Хозяин хлева (Сергей Мосейко) - отец Даши - винит во всех российских бедах пьяницу-соседа (Роман Ерыгин), отца Леши... Неподдельный драматизм слышится и в монологе самого Алексея: "Дитя завести не имею права... Без денег ни на что не имею права..."


Тем не менее в конечном итоге получилась эдакая рождественская сказка со счастливым финалом, где добро побеждает зло. Но кто сказал, что это плохо? Честно говоря, сил больше нет смотреть на "реальную жизнь", которая воцарилась на сценических подмостках. В наше время размытых нравственных ценностей "Очень простая история" Ладо, на эти самые ценности уповающая, воспринимается почти как авангард. Конечно, в спектакле и юмора много, поскольку современному приземленному зрителю сложно воспринимать "на веру" подзабытые прописные истины. Вот тогда юмор и приходит на помощь.


"Людей в раю мало - все больше животные, - откровенничает с обитателями хлева Ангел, а в недавнем прошлом Свинья. - Потому что люди грешные..." И тут же поясняет для бывших собратьев незнакомое слово: грех- это зависть, прелюбодеяние... И еще много чего, с чем люди свыклись и грехом считать перестали.


В программке и на афише спектакля подчеркнуто - "ОЧЕНЬ простая история". Режиссер и сценограф Ленар Гильмутдинов действительно не стали ничего усложнять: на сцене все предельно просто - сеновал, вечно путающееся под ногами Коровы ведро, бутылка самогона... И в актерском исполнении нет наигрыша, которым порой грешат детские утренники. Актеры играют искренне и увлеченно. "Очень простая история" получилась с грустью, юмором и болью. История о простых истинах, которые затерялись где-то в путанице многочисленных философий.


В одной из недавних телепередач "Культурная революция" кто-то из гостей утверждал, что в нашем искусстве современная деревня часто приукрашивается. А в качестве примера упомянул и "Очень простую историю" Марии Ладо. Мол, в пьесе утверждается, что самое святое место на земле - это хлев...


Казалось бы, излишне говорить о том, что "Очень простая история" - это притча и к реальной деревенской жизни имеет лишь условное отношение, а потому ни возвысить, ни принизить ее не может. Действительно, в "Истории" хлев - единственное место, где можно спрятаться от житейской суеты, обрести душевное равновесие и т.д. А ребенок, зачатый или рожденный в хлеву, - святое дитя. Христос родился в хлеву! Но, как верно заметил один из тюзовских актеров: "Хлев - это святое. Только некому увидеть эту святость. Наша деревня умерла духовно, а значит, и физически..."


Айгуль ДАВЛЕТШИНА.


Фоат ГАРИФУЛЛИН (Фото).

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости