У всех, кто сколько-нибудь знаком с современной татарской литературой, при упоминании имени Мадины Маликовой светлеют лица и добреют глаза. "Знаем! Знаем!" - говорят они. И начинают вспоминать особенно запомнившиеся ее вещи.
При том оказывается, что разным людям запомнились разные произведения. Или рассказы "Снеговица - талая вода", Соперницы", "Желтые тюльпаны", "Не проходи, жизнь!". Или повести "Весенние венки", "При свете огнедышащих гор", "Где дорога заблудшему?", "Золотые сети". Или романы "Фидая", "Есть у пташки ветка, на которой петь", "Вихрь". Или вспоминают спектакли, поставленные по ее произведениям... Словом, каждому читателю полюбилось что-то свое. Благо литературное творчество Мадины Маликовой поражает своим разнообразием. Это и любовные романы, и детективы, и юмористические рассказы...
И все же до недавнего времени самым известным ее произведением был роман "Милосердие". Созданный в 1983 году и изданный в Москве в переводе на русский язык в 1988 году, он до сих пор пользуется читательским спросом, его изучают в школах, медколледжах, на филологических факультетах вузов.
Книги Мадины Маликовой с увлечением читает уже не одно поколение любителей татарской литературы. Главная причина их популярности, конечно же, в искренности, задушевности, эмоциональности. Как истинный художник слова, М.Маликова пишет, словно бы акварелью, умея передать тончайшие движения человеческой души. Она достоверна, поэтому во многих ее романах и повестях читатели как бы узнают себя, свои судьбы. Нередки случаи, когда люди у нее спрашивают: "Я же тебе этого не рассказывал, откуда ты узнала?" Или: "В романе "Фидая" ты же описываешь наш район, наших земляков!.."
А ведь именно в этом и заключается высшее назначение литературы и искусства - установить духовную связь с читателем, зрителем...
В большинстве случаев героями М.Маликовой являются люди узнаваемые, из гущи жизни. Но ее перо так освещает их судьбу, так обрисовывает их характеры, что они потрясают.
На рубеже веков М.Маликова как бы обрела новое дыхание. Перо ее стало более острым, стиль более энергичным. Прежде всего это проявилось в повести "Золотые цепи". Судьба ее героини Таслимы круто, трагично переменилась в связи с коренными изменениями в стране. Раньше она по-своему, как умела, служила красоте - вела детский танцевальный кружок во Дворце культуры. Таслима была уверена, что нашла свое призвание и место в жизни. Но в один день все рухнуло. Дворец культуры остался без средств, детские кружки распались, муж-инженер тоже остался без работы... Детей стало нечем кормить! Пережив от всего этого настоящий шок, Таслима пошла торговать на рынок. Проложила дорогу в Турцию и стала "челночницей". В дом вернулся достаток, но душевное равновесие было утеряно. В жизни Таслимы словно бы погас волшебный огонек...
Все это показано в повести так убедительно и пронзительно, что тысячи женщин узнали в героине себя. И в последующих произведениях М.Маликовой чувствуется горячее дыхание времени. Одна из последних ее повестей - "Потерянные сокровища". В ней показываются трагические последствия для общества утраты и забвения освященных веками народных обычаев и традиций. На небольшом пространстве повести исследуется, в силу каких причин происходило обесценивание этих "сокровищ", и как это может отразиться на последующих поколениях, на конкретных человеческих судьбах... Идеи, положенные в основу повести, придают ей оттенок нравоучительности, но читается она с огромным интересом, потому что сюжет построен мастерски - по существу, это детектив. Как мастер детективного жанра М.Маликова известна давно, некоторые ее остросюжетные произведения были изданы в переводе на русский язык в Москве. Кроме лихо закрученного сюжета, они отличаются философской глубиной, твердой нравственной позицией автора.
Творчество М.Маликовой вызывает горячий интерес литературоведов, ему посвящены дипломные работы и диссертации. В частности, аспирант КГУ Радик Галимуллин в своей диссертации убедительно доказывает, что остросюжетные произведения М. Маликовой, в частности роман "Вихрь", являются классическим образцом детективного жанра.
В последнее время у Мадины Маликовой почти каждый год выходит как минимум одно крупное произведение. И оно не похоже на предыдущие ни по тематике, ни по форме, ни по сюжетному построению. Совершенно по-новому раскрылся талант писательницы и в романе "Красный цветок".
Он сложен по построению, потому что охватывает судьбы двух поколений. В этом романе автор со всей остротой ставит проблему ответственности личности перед обществом и наоборот. Кто должен нести наказание за преступления, обусловленные несовершенством общественного устройства, будь то тоталитарный режим или "дикая" демократия? Может ли обычный человек повлиять на государственную систему? Ответственны ли дети за преступления отцов? Вот на такие вопросы ищет ответ автор...
В шестидесятые годы, в разгар "холодной войны", юная студентка Загида была арестована по ложному навету. В местах заключения на ней испытали новый, опасный препарат... Прошли годы, Загида вышла замуж, родила сына. Но последствия "эксперимента" сказались на ее здоровье, и она рано умерла. Ее сын, став уже взрослым, начинает собственное расследование: что же случилось с его матерью много лет назад? И это расследование оборачивается для него новыми, еще более мучительными вопросами. Почему люди так безропотны перед лицом несправедливости? Почему молчат? Почему терпят в своей среде стукачей, предателей? До тех пор пока большинство из нас равнодушно к тому, что происходит за стенами нашего дома, не будет благополучия в стране. К такому выводу в очередной раз приходишь под впечатлением этой пронзительной истории. Однако, несмотря на всю трагичность судеб, роман завершается на светлой ноте. В нем описаны две потрясающие любовные истории - одна трагическая, другая счастливая...
Почти каждое произведение Мадины Маликовой становится событием в татарской литературе. Они трогают душу и дают пищу для ума. И выдвижение писательницы на Государственную премию РТ им. Г.Тукая является вполне закономерным. Она достойна этой высокой награды.