"И каждый шорох что-то значит..."

Семь лет назад елабужский журналист Роберт Ясавеев переехал в Менделеевск и стал преподавать русский язык и литературу. Уйдя из журналистики, он продолжает писать стихи и прозу, издал два сборника. Один - в Елабуге, другой - в Набережных Челнах (издательский дом "Стрежень"). Его поэзии присуще бесстрашие откровенности. Легко ли оно дается? "Сверхнапряженьем сухожилий пробьет однажды звездный час", - сказал он в одном из своих стихотворений, не зная еще тогда, что осенью 2004 года будет принят в Союз писателей России. Это уже "звездный час" или еще нет, сказать сложно, особенно в наше время, когда границы известности легко раздвигаются туго набитым кошельком, а читателю все труднее разобраться, кто есть кто. Но имеющий уши да услышит.


- Роберт, в одном раннем стихотворении ты с горечью подметил: "Учителя словесности не знали талантов настоящих имена". Ты имел в виду диссидентскую и эмигрантскую литературу, которую хотя бы учителя-словесники должны были знать?


- Увы, когда я это написал, то никак не предполагал, что и через 20 лет менталитет наших учителей почти не изменится. Свободно мыслящих людей в школах по-прежнему единицы. До сих пор для педагогов страшнее инспектора "зверя нет", а низкая оплата труда вымывает способную молодежь. Ушли бы и те, кто постарше, но дорабатывают до пенсии. Плюс чехарда с реформой образования. Какие-то нелепые шаги типа ЕГЭ... Разве они меняют суть нашей системы?


- Однако многие поныне считают нашу систему образования самой качественной...


- А я считаю ее обкрадывающей человека. Что толку в экскурсиях в Питер или Москву по музеям? Да хоть каждый день ходи в Эрмитаж, но без знаний мифов Древней Греции и библейских сюжетов не понять лучших произведений искусства.


- В наших школах все это "проходят" в лучшем случае факультативно, зато тангенсы и котангенсы, которые большинству из нас в жизни никогда не пригодятся, отнимают основную часть времени, когда память особенно восприимчива.


- Вот именно! К изучению точных наук не надо принуждать, а для тех, кому это в радость, должна быть особая программа. Основная масса пусть налегает на гуманитарные, общечеловеческие ценности. И тогда у нас не будет столько невежд с аттестатом зрелости.


- Чувствуется твоя боль за нашу систему образования. Это в тебе, наверное, заложено генетически, ведь и твои родители были педагогами, и ты сам...


- Можно начать даже с бабушки. Она окончила Елабужское епархиальное училище, а затем преподавала в начальных классах.


- Это было в Менделеевске? Ты родом оттуда?


- Да, но мой прадед жил в Елабуге, имел двухэтажный дом, прислугу. Советская власть смела со своего пути всех ему подобных трудяг (дед работал на стахеевском предприятии) и экспроприировала их дома...


- ...в которых и сейчас еще ютится по пять-шесть семей.


- Это особенно ужасно на фоне растущих неподалеку коттеджей. Происходит безобразное, жуткое расслоение общества. Прочитал недавно в "Аргументах и фактах" о том, как четверо новых русских распили бутылку вина стоимостью 180 000 рублей. В четыре фужера разлили - и все! Плевать им на нищих...


- Помнишь у Блока: "И в желтых окнах рассмеются, что этих нищих провели..." Но все же в те времена, по-моему, не было столько цинизма. Может, из-за веры в Бога? Сегодня, на первый взгляд, атеистов почти не стало, но греха-то мало кто боится.


- Справедливы высшие силы по отношению к таким людям или нет - другой вопрос, но в том, что такие силы существуют, уже не сомневаются даже ученые. Они подсчитали, что для появления наипростейшей клетки нужны триллионы лет, а тут... Кем создан наш мир? Каким образом? Лауреат Нобелевской премии Жозе Сарамаго в книге "Евангелие от Иисуса" развенчивает миф о Христе. Книга сложная, в стиле " потока сознания", читать трудно, но интересно.


- Роберт, знаю, что ты пишешь и прозу, но читать не доводилось. О чем она?


- Это один большой роман. Он многоуровневый, там масса событий, но главная линия...


- История любви? Она главная и в твоих стихах. Поэтому я догадалась. Насколько реально издать сегодня этот роман?


- Пока все в тумане. Но в издательстве "Стрежень" книгу прочитали, одобрили. Найти меценатов куда труднее, чем написать роман.


- О чем твое последнее стихотворение?


- Оно посвящено Алексею Апухтину. Это имя почти уже забыто. Незаслуженно. А в свое время на стихи этого поэта было написано столько романсов! Причем такими композиторами, как Чайковский, Рахманинов... Только "Я ждал тебя. Часы ползли уныло" восемь раз положено на музыку!


- Похоже, ты создал свой особый мир, далекий от попсы, дешевых сериалов и всяких там "оранжевых революций"...


- Э, нет! Не зачисляй меня в небожители. Во-первых, я работаю учителем не в обычной школе, а в Менделеевской колонии для заключенных. А это такой мир, где быть наивным просто смешно. Во-вторых, многие меня знают как поэта-сатирика - по моим публикациям в журнале "Чаян", а там не место для авторов, которые смотрят на жизнь сквозь розовые очки.


- Но в твоих сборниках доминируют совершенно другие стихи.


Вам дела нет, как я живу
Один, без Вас,
И откровенно Вам скажу,
Что всякий раз,
Как только телефон звонит,
Едва дыша,
Жду, вдруг Ваш голос прозвучит,
Замрет душа...


Хочется думать, что современные мужчины только и делают, что сидят у телефона и ждут звонка любимой женщины. Ты вводишь в приятное заблуждение. А когда это делается на высоком профессиональном уровне, то и вовсе не замечаешь, как поддаешься обаянию стихов и запоминаешь их. После того как я прочитала твой сборник "Белый вальс", в памяти всплывает то одна, то другая твоя строка: "Притяженье твое одолеть я не в силах", "Грустные строки слагаются сами", "И каждый шорох что-то значит..." Законченность глубокой мысли на крошечном пространстве стихотворения - это и есть поэтические удачи. Пусть у тебя будет их еще много!



Роберт ЯСАВЕЕВ


Безвременье


Холодно, пасмурно, сыро.
Воздух дождями набух.
В кровле курятника дыры,
Съежился тощий петух.


Галочья стая крикливо
Тучей над крышей висит.
Дом заколочен. Тоскливо
Пес на дорогу глядит.


Мутной водою залиты
Рытвины. Липкая грязь.
В тракторе стекла разбиты,
Трактор в канаве увяз.


А тракторист матерится -
Тащит за шкирку жена.
Пьяница скоро проспится,
Снова напьется вина...


Перекосило избенку.
Тужит солдатка-вдова.
И, помолясь, потихоньку
Колет сырые дрова.


Купол церковный разверстый.
Грех отреченья гнетет.
Жуткие годы и версты -
Страшный безвременья счет.


* * *


Белый вальс. Кавалер.
На ладони ладонь.
В складках атлас портьер.
Взглядов быстрых огонь.


Для двоих никого
В зале праздничном нет.
Как кружиться легко,
Хоть и скользкий паркет!


Миг возвышенных чувств,
Воплотившихся грез,
Притяжения уст,
Откровения звезд.


Ах, как скрипка поет!
Ах, как сердце стучит!
Вальс всю ночь напролет
Для влюбленных звучит.


Марьям ЛАРИНА.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости