
Редакция "РТ" рада очередной встрече со знатоками прошлого Казани. В этом выпуске рубрики мы представляем обобщенный ответ наших читателей на задание девятнадцатого тура конкурса на лучшее знание истории столицы Татарстана (см. "РТ" №71-72 от 8 апреля с.г.). В центре внимания наших конкурсантов оказался Казанский государственный университет, которому, как известно, в ноябре исполнится 200 лет. Сегодня - первая публикация рубрики, посвященная юбилею главного вуза республики.

На фотографии изображена часть университетского двора вдоль спуска по нынешней улице Астрономической. Слева виден западный пристрой к главному университетскому зданию, который был возведен в 1904 г. по проекту архитектора Карла Мюфке. В центре снимка - часть здания библиотеки, построенной по проекту Михаила Коринфского в 1837 г. Наконец, слева же запечатлено здание обсерватории, а поодаль можно разглядеть Богоявленскую колокольню, верхние этажи бывшего торгового дома Смоленцева и Шмелева (гостиницы "Совет") и озеро Кабан.
Достояние мирового наследия
Казанский университет является, без преувеличения, достоянием мировой науки и культурного наследия. Другие вузы города были основаны неизменно с использованием интеллектуальных и материальных ресурсов университета.
Он был основан 5 (17 по новому стилю) ноября 1804 г., когда Александр I подписал устав университета и его "утвердительную грамоту". Если не брать в расчет Петербургский университет, который в те времена был отделением Академии наук и фактически не являлся учебным учреждением, то Казанский университет стал вторым в России после Московского. При этом он стремительно набирал вес и вскоре стал одним из признанных центров науки и образования страны. Его научные школы - астрономическая, медицинская, физическая, филологическая, а также востоковедение - прославились на весь мир. Университет оказал колоссальное влияние на рост самосознания народов обширной восточной части Российской империи, Кавказа, Урала и Поволжья.
Почему же первый в России провинциальный университет был открыт именно в Казани?
Центр притяжения
Со времен покорения Иваном Грозным Казань надолго стала форпостом восточной политики, в том числе в духовной сфере.
Важным культурным и технологическим фактором, связанным с образованием в нашем крае, была деятельность типографий в Свияжске, открытых еще в начале 1550-х гг. Именно тогда, по мнению В.Вернадского, и стали закладываться основы научного мировоззрения. В школах при типографиях обучались дети представителей всех этносов Поволжья, а в качестве учебных пособий использовались Азбуки, Псалтирь, Четьи-Минеи, лицевой летописный свод.
Свияжские и казанские школы, монастырские библиотеки, скриптории, ремесленные мастерские стали первыми на восточной окраине государства образовательными комплексами, в которых учащиеся получали не только целостные знания, но и приобретали навыки ремесленной работы. Именно сплав образования, науки и производства в дальнейшем и стал отличительной чертой Казанского университета.
До реформ Петра I казанские дети получали образование в школах, действовавших при церквях, монастырях и мечетях. В 1718 г. в Казани открывается "цыфирная школа" при местном Адмиралтействе. В 1722 г. при Федоровском монастыре открывается славяно-латинская школа, которая десятилетие спустя была преобразована в духовную семинарию.
Переход от преимущественно духовного образования к светскому произошел в 1759 г., когда была открыта первая в России провинциальная гимназия. Она финансировалась из средств Московского университета и комплектовалась его преподавателями.
Появление университета стало логическим звеном в процессе культурного развития Казани.
Пятницкого отстранили за "злоупотребления"
Первоначально университет не имел собственного здания и размещался совместно с гимназией на улице Воскресенской. К 1820 году возникла острая потребность в срочной реконструкции существующих учебных зданий и строительстве новых.
В связи с этим в Казань из Петербурга был приглашен архитектор Петр Пятницкий. В течение года он составил проект комплексной застройки квартала, разместив в нем все предполагаемые к постройке здания. Проект был утвержден, и весной 1822 г. началось строительство главного корпуса длиной 160 метров. Возведение величественного здания с тремя портиками и 24 колоннами закончилось в 1825 г., и на то время оно стало одним из лучших строений в городе.
Однако осуществить все задуманное по университетскому комплексу Пятницкому не удалось. Попечитель университета Магницкий обвинил архитектора в нарушении утвержденного проекта и финансовых злоупотреблениях. И хотя эти обвинения позднее не подтвердились, Пятницкий подал в отставку. Строительство было приостановлено.
В "коринфском" стиле
В 1832 г. архитектором Казанского университета стал Михаил Варенцов, более известный как Коринфский.
Архитектуре он учился у академика Воронихина, строителя Казанского собора в Петербурге. Однажды в присутствии императора Варенцов представил свой учебный проект в коринфском стиле. Работа императору понравилась (говорят, Александр I даже воскликнул: "Ну ты и коринфский!"), а вот фамилия мастера - нет. И по распоряжению его величества архитектор Варенцов стал Коринфским.
Став архитектором Казанского университета, Коринфский тщательно проанализировал генеральный план, составленный Пятницким, и сохранил в нем основную идею. Кроме того, он разработал план дворовой площади университета и занялся ее обустройством. В результате были построены здания анатомического театра (1834-1836 гг.), химической лаборатории с физическим кабинетом (1834-1837), библиотеки, обсерватории. Они образовали единый завершенный ансамбль.
Примечательно, что в сооружении университетского комплекса исключительную роль сыграл Николай Лобачевский. Он был единственным бессменным членом строительного комитета, созданного в 1822 г., и более двадцати лет фактически руководил им. Лобачевский смело решал вопросы применения новых стройматериалов, лабораторные испытания которых проводил сам.
В сотворчестве с Коринфским Лобачевский воздвиг практически несгораемое здание библиотеки. В нем нет деревянных конструкций - использовался кирпич и металл. Деревянными были лишь двери и рамы окон. Перекрытие библиотеки было сделано из изобретенного Лобачевским пустотелого кирпича.
Хлопоты Николая Ивановича не пропали даром. Через пять лет после постройки здания библиотеки, в 1842 г., в Казани вспыхнул страшный пожар, истребивший большую часть города. Сгорели и многие соседние с библиотекой здания, но сама она выдержала огненный смерч...
Легендарная обсерватория
Год от года университет пополнялся новыми кафедрами, и в 1810 г. на преподавание в Казань был приглашен профессор астрономии Иосиф Литтров.
Уже через год вместе со своими учениками Лобачевским и Симоновым он наблюдал движение комет. Это было настоящим достижением. Затем, после отъезда Литтрова, астрономическое направление возглавил Иван Симонов. Этому ученому посчастливилось принять участие в кругосветном путешествии Беллинсгаузена и Лазарева (1819-1821), участвовать в открытии Антарктиды и свыше тридцати островов в Атлантическом и Тихом океанах.
Когда возникла идея завести университетскую обсерваторию, добиться разрешения на ее строительство Симонову помогли и названные обстоятельства. В 1838 году обсерватория была готова (год окончания строительства римскими цифрами зафиксирован на фасаде здания). Она представляла собой двухэтажное здание с тремя башнями (одна из которых видна на снимке) на крыше и двумя помещениями для аудиторий.
Уже к 1840-м гг. крупнейшая в России обсерватория Казанского университета по своему оснащению стояла в одном ряду с лучшими европейскими.
Под крышей Казанской обсерватории трудились многие видные астрономы нашей страны, поставив ее в один ряд с научными астрономическими центрами мира. Имена двоих из них увековечены на здании обсерватории мемориальными досками - Симонова и Ковальского.
Хранилище мудрости
Другая достопримечательность университета - публичная библиотека. Она была основана в 1805 г., но приобрела собственное помещение только в 1837-м. Двухэтажное здание построено по проекту архитектора Коринфского симметрично зданию химической лаборатории (ныне Научно-исследовательский химический институт им.Бутлерова).
Основой библиотеки послужили книги, собранные фаворитом Екатерины II графом Г.Потемкиным и секретарем Санкт-Петербургской академии художеств, другом Вольтера дворянином В.Полянским. Книги были доставлены в Казань в 1799 г. на 18 подводах. После Октябрьской революции в фонды библиотеки из бывшей духовной академии было передано уникальное собрание рукописей и старопечатных книг Соловецкого монастыря. Самая древняя из достопримечательностей библиотеки - рукопись так называемого "Пятикнижия Моисеева" (VII в.). Следует назвать также рукописи сочинений Авиценны (XI в.). Среди старопечатных изданий - "Книга царства", выпущенная Франциском Скориной в 1616 г., и "Апостол" первопечатника Ивана Федорова (1564).
С 1825-го по 1833 г. библиотекой руководил сам ректор Н.Лобачевский. Статус научной библиотеки она получила только в 1932 г., а в 1953-м ей было присвоено имя Лобачевского. Сегодня это одно из наиболее значительных в стране хранилищ рукописей, среди которых многие являются уникальными памятниками культуры. По объему книжного фонда (почти 5 миллионов экземпляров) библиотека занимает четвертое место в стране.
В настоящее время в правом крыле здания библиотеки (оно и видно на снимке) разместилась типография Казанского университета, а в левом - абонементный отдел и читальный зал так называемого старого отдела.
Вклад Мюфке
Теперь - о западном пристрое, трехэтажном здании физико-математического факультета. Его строительство было приурочено к столетию университета.
В начале XIX века должность архитектора университета занимал инженер-капитан В.Павлов, но ведать вопросами переустройства было поручено Карлу Мюфке. Переустройство предполагало значительное расширение площадей для создания новых факультетов и институтов. Проанализировав генеральный план университетского комплекса, Мюфке предложил воздвигнуть трехэтажный пристрой, соединенный с главным корпусом. И хотя такие пристрои должны были быть симметрично с обеих сторон, построили лишь западное крыло, предназначавшееся для физико-математического и юридического факультетов. Восточное крыло, задуманное для анатомического, химического и гигиенического институтов, из-за начавшейся вскоре русско-японской войны так и не было воплощено в реальность. Идея Карла Людвиговича была реализована лишь в 2003 году.
В западном же крыле размещается ряд лабораторий, актовый зал, а также музейные кабинеты ученых Завойского и Нужина.
В честь другого юбилея
Когда была сделана фотография? Ясно, что не ранее 1904 года - времени постройки западного крыла университета. Между башней обсерватории и колокольней Богоявленской церкви виднеются два купола - крыша дома Е.Смоленцева и Н.Шмелева (ныне дом №7 по улице Университетской), построенного в 1910 году. Значит, ранней границей времени съемки следует признать 1910 год.
Фотография была сделана с вышки-каланчи 1-й полицейской части. Она исправно служила пожарным до начала 1970-х гг.
Какие другие "опознавательные" приметы можно заметить еще? Снимок не мог появиться позднее начала 1930-х гг., когда были закрыты практически все церкви и мечети, а их культовые атрибуты, в том числе и кресты, уничтожены. Вооружившись лупой, на Богоявленской колокольне можно увидеть крест. Скорее всего, снимок был сделан на рубеже 1929-1930 годов, во время празднования 125-летия университета. Это подтверждает и надпись на фотографии, выполненная, помимо русского, еще и на татарском языке. Для этого была использована латиница, введенная как раз в то время.
В заключение сообщим, что правильные ответы на вопрос девятнадцатого тура прислали казанцы И.Валиуллин, Б.Милицын, П.Салтыков, Р.Сафин, набережночелнинец Б.Канеев, жительница лаишевского села Емельяново А.Семенова. Отдельно хочется выделить компетентные и подробные послания казанских эрудитов Т.Куклиной и семьи Григорьевых.
Напоминаем, что присоединиться к участию в конкурсе никогда не поздно. Наиболее активных знатоков старины ждут достойные призы.
ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ ТУР
![]() |
А теперь - очередная фотозагадка. Читателям необходимо назвать место и приблизительное время действия, а заодно рассказать об истории этого дома. |
Из коллекции Абдуллы ДУБИНА.
