Я знаю Ивана Грая (Ивана Александровича Жданова) как ученого, поэта, человека... Знаю его судьбу, которая обходилась с ним часто крайне немилосердно. Впрочем, к кому же она милосердна, когда мы говорим о судьбе российского интеллигента? И вместе с тем та же судьба "взорвала" душу Ивана Александровича, сделала его поэтом и как-то сразу повела по тропе, только ему принадлежащей.
"Три ступеньки в небо" (поэтическая трилогия) - новая книга стихов Ивана Грая - существенный шаг в творчестве поэта. Все три части сборника объединяет пронзенность мира, подчас жестокого, несправедливого, душой поэта, израненной, смертельно уставшей, однако до боли жаждущей этого мира, бытия в нем.
Первая строчка открытой наугад странички: "Скорбь и кровь. Кресты распятых..." ("Тропой неторной"). Уже в них - извечные реалии жизни и судьба поэта конца ХХ века, который торит "тропинку к Богу через бесовский бедлам". И на этой тропе ему опора и поддержка - любовь к жизни. У Грая свое ощущение этого исконного человеческого заряда: "Все бредешь, от боли корчась/ проникающей любви". Боль по причине охваченности любовью, или, другими словами, само желание жизни есть состояние страдания.
Бинарная оппозиция "умер - воскрес" (стихотворение "Я умер. Я воскрес") определяет все творчество Грая, поскольку в ней выражен характер мироощущения поэта, его отношений с миром. В этой оппозиции, как в птице Феникс, восставшей из пепла, - торжество жизни, приятие ее цикличности.
В поэтике Грая обращает также на себя внимание философско-эстетическая категория "миг-мгновенье" как выражение беспредельности человеческой души в пространствах макрокосмоса. Однако этот смысл, близкий нам по творчеству многих других поэтов, например Ф.И.Тютчева, приобретает у Грая, художника своего времени и своей судьбы, несколько иной контекст. Миг у Грая экзистенциально оголен, в нем душа не в томленьи чувств и переживаний, а в напряжении всех возможных сил человеческого духа, в основе которых природный инстинкт ("мой мужской сермяжный дух") и интуиция трансцендентного, благодаря которой "вновь душа рождает стих".
Грай - художник, в мироощущении которого доминирует трагическое, и вместе с тем в нем крепко сидит та жизненная сила, которая дает ему полноту ощущений и веру в жизнь. Стихи его - просто речь человека своей судьбы, ритм - просто дыхание. Они сами по себе, вне всяких "измов" - и вместе с тем все в точку, все на своем месте и ничего лишнего. Поэзия Грая достойна своего талантливого читателя, который бы вместе с автором проникся любовью к жизни. Вопреки всему.
Альбина САЯПОВА,
профессор филологии.