Как мы уже сообщали, в минувшую субботу в Татарском академическом театре имени Г.Камала чествовали народную артистку России и Татарстана, лауреата Государственной премии РФ Алсу Гайнуллину.
Восхитительно элегантный и цветущий вид новоиспеченной юбилярши не оставлял сомнений в том, что возраст актрисы измеряется не годами, а сыгранными ролями. И чем их больше, тем дольше длится возраст любви.
По признанию самой Алсу Аскаровны, ей грех обижаться на судьбу. За тридцать лет служения камаловской сцене она столько сыграла, что, дай Бог, каждой актрисе.
Ее первой ролью стала девочка Гульфира, внучка Альмандара из легендарного спектакля "Старик из Альдермеша", а в недавней премьере театра - "Яра" по повести Аяза Гилязова Алсу Гайнуллина создала образ ослепшей от горя и слез, по-старушечьи повязанной платком Зулейхи, не узнавшей собственного сына... А между ними были героини Шекспира, Карима Тинчурина, Александра Островского, Туфана Миннуллина, Эдуардо де Филиппо... Робкие и безрассудные, покорные и царственно гордые, с изломанными и счастливо сложившимися женскими судьбами. И в каждой из них - частичка самой Алсу Гайнуллиной, ее душевного темперамента, грации, ее женской непредсказуемости.
Она была любимой ученицей Марселя Салимжанова. Хотя поначалу он не хотел ее брать на свой курс, где уже учились Рузия Мутыгуллина, Дания Нуруллина... Словом, девочки ему были не нужны. Но тогдашний директор Камаловского театра Рашида Зиганшина, заприметившая Алсу в театральной самодеятельности, все же уговорила Марселя Хакимовича хотя бы взглянуть на свою протеже. И вскоре Гайнуллину приняли в театральное училище сразу на второй курс.
Когда она уже состоялась как актриса, Салимжанов однажды признался ей, что каждый сезон начинает с того, что спрашивает себя: а что у него нынче будет играть Алсу Гайнуллина? И самым большим его подарком, пожалуй, стала роль Ларисы Огудаловой в спектакле "Бесприданница". Хотя работа над ним шла непросто и продолжалась еще долго после премьеры. В 1988 году, то есть спустя пять лет, этот спектакль был показан на фестивале русской драматургии в Белгороде и произвел там фурор. Даже привередливые московские критики признали, что лучшая Лариса - в Камаловском театре.
Такой же успех спектакль имел и на всероссийском фестивале драматургии А.Н.Островского в Кинешме. Вот как вспоминал об этом в журнале "Театр" критик А.Иняхин: "О "Бесприданнице" Татарского театра имени Г.Камала много сказано и написано. Спектакль по-прежнему остается одним из серьезных достижений театра Островского. Правда, привезенный в Кинешму, он оказался не обеспечен чисто технически: большая часть присланных из Москвы наушников не работала... Спектаклю, как и прежде играемому обстоятельно и неспешно, в ритмах театрального романа, грозил провал, но, на мой взгляд, случилось чудо искусства, которого всегда ждешь и которому всегда радуешься... Наперекор всему, что мешало творить, актриса Алсу Гайнуллина сумела целиком сконцентрировать на судьбе своей героини все зрительское внимание...
Весь день провела она на волжской набережной, у знаменитой беседки Ларисы, на месте съемок легендарного протазановского фильма и "все за Волгу смотрела". Вечером ее Лариса и в самом деле "дышала Волгой", была чайкой - Ларисой - речной птицей, была опалена неутолимой страстью, душа ее пылала невидимым миру огнем".
За эту роль Алсу Гайнуллина была удостоена Государственной премии России имени К. Станиславского. Но самое главное - именно тогда она открыла для себя, что может не просто играть, а создавать на сцене образ.
- Салимжанов - золотая эпоха нашего театра, и я обязана ему всем, - говорит актриса. - К примеру, сам он никогда не ставил Шекспира, но очень хотел, чтобы я играла в его пьесах. Для этого он приглашал в наш театр других режиссеров. Так я сыграла Катарину в "Укрощении строптивой", Клеопатру... Хотя, безусловно, самой большой моей школой стали татарская классика и спектакли самого Марселя Хакимовича.
Многие артисты противятся тому, чтобы их дети тоже стали актерами. Но поскольку Алсу и ее муж, актер и режиссер Ильдар Хайруллин, обрели в этой профессии свою судьбу, и судьбу счастливую, они уже тем самым вольно или невольно повлияли на выбор сына. Зато теперь им знакомо одно из самых удивительных ощущений: выходить на сцену и чувствовать, что рядом, на этой же сцене, не просто твой сын, а чуткий, талантливый партнер. И от души хочется надеяться, что впереди у Алсу Гайнуллиной еще немало таких счастливых совпадений, когда на сцене будет востребовано все, что составляет радость ее жизни, вся ее любовь...
Ольга КРУЧИНА.