От бывшего Сенного базара сегодня не осталось и следа. Исчезли торговые навесы, вездесущие извозчики-барабусы, людская толчея. Но архитектурный облик этого старинного уголка Казани остался практически нетронутым. Основным элементом площади, а ныне - перекрестка улиц Кирова и Парижской Коммуны была и остается Сенная (в прошлом - Базарная) мечеть "Нурулла". Вообще-то в советский период она была лишена важной детали - своего минарета, который разрушили в начале тридцатых годов в разгар борьбы с "опиумом для народа" - религией. Но, к счастью, спустя 60 лет он был восстановлен.
Как указывают исторические источники, возведена мечеть была в 1849 году на средства купца Губайдуллы бин Мухаммед-Рахима. Автором проекта стал губернский архитектор А.Песке. Название "Базарная мечеть" среди прочих, пожалуй, наиболее соответствовало предназначению этого здания, поскольку характеризовало ее в уникальной для города функции. В то же время оно имело множество аналогий в городах Востока. Ведь с возведением Базарной мечети завершилось формирование Сенного базара как общественно-торгового центра татарской части Казани, концентрировавшейся именно вокруг этой площади, где мечеть играла роль ее композиционной доминанты.
В нижней части здания были специально предусмотрены торговые ряды. Базарная мечеть стала главным по своему значению мусульманским культовым зданием Казани. Его масштабы и объем заметно выделялись над затесненной средой базарной площади и зрительно фокусировали это сложное городское пространство.
В архитектурном плане мечеть представляет собой многоугольник с купольным, овальным центральным залом, выделенным монументальными аркадами. Обширные плоскости неоштукатуренных стен украшались витиеватыми рельефными арабесками и затейливыми витражами окон. Отдельно стоящий трехъярусный минарет, в основание которого "вписана" стрельчатая арка входа, соединен с мечетью крытым коридором.
В обе стороны от основания минарета когда-то тянулась цепочка торговых лавок и складских помещений, выходивших в хозяйственный внутренний двор. В декоре фасадов, выполненных в характере российской архитектуры "нового вкуса", присутствовали отдельные детали, придававшие им местный колорит. Здание было ярко раскрашено. На светло-сером фоне стен выделялись цветные орнаментальные узоры и наличники, стены лавок были окрашены в сочетания серого, красного и черного цветов...
И хотя многое из былого многообразия утрачено, от этого городского уголка и в наше время веет неуловимым восточным духом.


Фото из коллекции Абдуллы Дубина.