И на суше, и на реке дорогие сердцу уголки

information_items_1347368769

Уважаемые читатели! Наш конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана продолжается. Сегодня мы приводим ответы участников, которые были присланы на вопросы задания десятого тура нашего интеллектуального соревнования (см. "РТ" №132-133 от 3 июля с.г.). Напомним, что фотозагадок было две. Разберем их по отдельности.


"Волгарь" прослужил более полувека

На первом снимке запечатлено легендарное судно. Это паром "Волгарь", который долгие годы курсировал между Казанью и правым берегом Волги, известным своими дачными местами.


Как указывает читательница Тамара Куклина, "Волгарь" был построен в Швеции в 1895 году по заказу казанского купца Ковалева. К тому времени проблема безопасной переправы через Волгу стала довольно острой. Через реку перебирались с помощью примитивных средств - обычно на лодках-дощаниках. Об этом упоминал еще Герцен,проезжавший через Казань в 1840-е годы.


Из коллекции Бориса Милицына.Количество переправляющихся через Волгу с каждым годом возрастало. И дело было не только в том, что многие казанцы имели за Волгой сады и поместья. Еще быстрее увеличивался и транзитный поток через Казань из центральной части страны на восток, на Урал, в Сибирь, и обратно. Однако прямого сухопутного сообщения, в том числе, как известно, железнодорожного, через Волгу в среднем ее течении тогда не было. Этим и объяснялся, в частности, ажиотаж на переправе у Верхнего Услона. Зачастую от постоянного перегруза вместе с дощаниками здесь тонули и грузы, и скот, и люди.


Лишь в конце 1880-х годов по инициативе купеческого пароходного общества "По Волге" было налажено регулярное паромное сообщение между Казанью и противоположным берегом на "перевозах" "Самсон". Тогда же между двумя пристанями начал курсировать и большой пароход-буксир "Перевозчик" с баркасом, принадлежавший земству. Но работали они с постоянными перебоями, к тому же передвигались очень медленно.


Наконец, мучениям горожан настал конец. За дело снова взялись купцы, особенно страдавшие от проблем переправы через Волгу. Ковалев, как наиболее состоятельный из них и к тому же питающий слабость к технике, решил блеснуть щедростью и заказал паром в Стокгольме. Оттуда его доставили частями на баржах через Мариинскую водную систему в нижегородский город Сормово. Там судно собрали и направили к месту приписки в казанское пароходное общество волжских линий "Самолет", совладельцем которого являлся Ковалев.


По меркам дореволюционного времени это был чудо-пароход. Сохранившиеся сведения позволяют представить некоторые его достоинства. Металлический корпус, четыре винта, скорость - около 15 километров в час, грузоподъемность - 75 тонн. Работал паром на мазуте, мощность достигала 180 лошадиных сил. При небольшом ледоставе мог быть ледоколом. Но самым замечательным свойством по праву считалась большая вместимость судна - до трехсот человек и тридцать подвод одновременно.


Известно, что первым капитаном "Волгаря" был Н.Ноговицын. А вот расписание движения парома определялось в зависимости от времени года. Обычно рейсы совершались каждые два часа, начиная с 4-х утра, от верхнеуслонской пристани. Последний рейс с правого берега начинался в 8 часов вечера (соответственно из Казани "Волгарь" уходил в 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 и 21 час), и лишь паводок вносил в это расписание свои коррективы. Весной и осенью первый и последний рейсы отменялись. Время собственно переезда с берега на берег занимало около двадцати минут. Стоимость билета составляла от пяти до десяти копеек, провоз экипажа - до пятидесяти копеек в зависимости от величины. Переправа лошади или крупного скота - "по 10 копеек с головы". Все цены были вполне доступны человеку среднего класса.


После революции пароходное сообщение между Казанью, Верхним Услоном, Печищами и другими правобережными населенными пунктами на некоторое время прервалось. "Волгарь" участвовал в Гражданской войне, его активно использовали красные части (и именно красногвардейцы присвоили парому имя "Волгарь" - до тех пор он оставался безымянным). На нем они даже установили вооружение. Позднее паром ходил агитпароходом по Волге и Каме.


А когда мирная жизнь вошла в нормальное русло, "Волгарь" вернулся на свое старое рабочее место и верой и правдой прослужил горожанам еще более четырех десятков лет. Многие представители старшего поколения и сегодня помнят басовитый, как пишет читатель Р.Сафин, до невозможности пронзительный гудок "Волгаря" и поездки на "Волгаре" к песчаным берегам острова Маркиз, где великолепный речной песок и чудная природа дарили незабываемый отдых...


Паром проработал до 1956 года - времени заполнения Куйбышевского водохранилища, когда ширина реки достигла нескольких километров и плавание по "морю" на "Волгаре" стало небезопасным (да и сам паром устарел и физически, и морально). Автор снимка Борис Милицын указывает, что он был сделан у старой пристани на Дальнем Устье во время одного из последних рейсов.


Улочки, канувшие в Лету

На втором снимке изображена практически исчезнувшая ныне часть Казани - спуск улицы Поперечно-Казанской (ныне Япеева) к стыку улиц Засыпкиной и Нижне-Федоровской (ныне Федосеевская). Слева видна Евдокиинская церковь (дом №46 по ул.Федосеевской), построенная в 1734 году. В центре расположен дом А.Кокушкиной, который заслоняет вид на пойму Казанки.


Из коллекции Абдуллы Дубина.По признанию участников конкурса, датировать фотографию было несложно. Слева виден керосиновый или газовый фонарь, но поодаль есть и электрический. В центре запечатлен трамвай. Следовательно, фотография не могла быть сделана ранее 1899 года. Все изображенные на ней дома построены во второй половине XIX века и не позволяют уточнить дату снимка. Других "временных" деталей, связанных со строениями, на фотографии нет.


Однако известно, что линия казанского трамвая была проложена по Поперечно-Казанской улице лишь к 1910 году, она стала частью так называемого кольцевого маршрута, соединявшего Ивановскую, Привокзальную, Рыбнорядскую и Театральную площади и прилегающие к ним улицы. В годы разрухи, последовавшей после захвата Казани белочехами в сентябре 1918 года, трамвайное хозяйство: токоведущие опоры, пути, вагоны - практически полностью перестало функционировать. Особенно пострадала круговая линия, которая была разобрана на хозяйственные нужды.


Таким образом, фотография была сделана в промежутке между 1910 и 1918 годами, очевидно, до начала Первой мировой войны.


В 1930-х годах Поперечно-Казанская улица была переименована в честь партийного и государственного деятеля Леонида Красина, а в годы перестройки - участника Великой Отечественной войны, министра внутренних дел ТАССР Салиха Япеева. Налево от Евдокиинской церкви шла Засыпкина улица, названная в память о засыпанном в начале ХVIII века рве возле деревянной посадской стены, проходившей на этом месте.


Направо от церкви начиналась Нижне-Федоровская улица, получившая название в честь мужского Федоровского монастыря. Он стоял на высоком холме, там, где сегодня возвышается Национально- культурный центр "Казань". В 1930-е годы монастырь был разрушен, а позднее уничтожен. В 1980-е холм был частично срыт, и на его месте возвели Ленинский мемориал, ныне - уже упомянутый НКЦ "Казань".


В 1929 году Засыпкину и Нижне-Федоровскую улицы объединили в одну, получившую название в честь организатора первых марксистских кружков в Казани и России Николая Федосеева. Сегодня здесь, на бывших развалинах, ведется активное строительство элитных кварталов.


Храм святой Евдокии признан памятником истории, культуры и архитектуры. Специалисты классифицируют его как "бесстолпный одноапсидный храм с трехъярусной колокольней, образец провинциального барокко". Главный престол был освящен в честь нерукотворного образа Христа-спасителя, а придел - во имя Преподобной мученицы Евдокии. Исторически сложилось, что храм называется по приделу. И это не случайно.


По преданию, Евдокиинская церковь построена на средства Евдокии Михляевой - жены известного фабриканта Ивана Афанасьевича Михляева, купца-мецената, на деньги которого были построены Петропавловский собор, Духосошественская и Пятницкая церкви.


Согласно Библии, Евдокия была падшей женщиной. Однако однажды она прозрела и приняла крещение. Она раздала нажитое нищим и убогим и ушла в пустыню, в одну из иноческих обителей. В монастыре Евдокия постепенно достигла равноангельского совершенства и сподобилась дара чудотворения. Спустя полвека после принятия крещения Евдокия приняла мученическую смерть от гонителей христианства.


Приход казанской Евдокиинской церкви составляли небогатые горожане, среди которых было и немало женщин, подрабатывавших первоначальным ремеслом Евдокии. Церковь дошла до наших дней практически без изменений, в своем первоначальном, почти аскетическом виде.


Летом 1774 года церковь святой Евдокии оказалась в самом центре боевых действий. Именно мимо нее - по Засыпкиной и Поперечно-Казанской улицам - проходили отряды Емельяна Пугачева, которые двигались на штурм Кремля и девичьего Богородицкого монастыря. Монастырь был взят штурмом и разграблен. При этом погиб и сподвижник ПетраI, участник персидского похода 1722-1723 годов, бывший казанский вице-губернатор, почти столетний старик Нефед Никитич Кудрявцев. А со стен и паперти девичьего Богородицкого монастыря войска Пугачева обстреливали стены Кремля, который являлся единственным убежищем для мирных горожан: вся остальная Казань находилась в руках пугачевцев.


В 1932 году церковь закрыли, разместив в ней тюрьму НКВД. Позднее здесь разместили электрическую подстанцию, которая располагается в приделе храма и поныне. Пять лет назад храм был возвращен верующим и сейчас постепенно восстанавливается.


В заключение сообщим, что правильные ответы на вопросы десятого тура прислали казанцы Т.Куклина, Б.Милицын, Р.Сафин, И.Валиуллин, семья Григорьевых, набережночелнинец Б.Канеев, Т.Макарова из Лаишева и жительница лаишевского села Емельяново А.Семенова. Напоминаем, что присоединиться к участию в конкурсе никогда не поздно. Наиболее активных знатоков старины ждут призы. Подвести итоги очередного круга конкурса редакция планирует в конце ноября.


Отдел писем.


ТРИНАДЦАТЫЙ ТУР


Внимание, следующая фотозагадка. Она связана с крупным памятным событием. О нем-то мы и просим рассказать участников нашего конкурса.


Из коллекции Юрия Фролова.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости