Писать о театре так же трудно, как и работать в нем. Восприятие всякого произведения искусства, в сущности, субъективно и зависит от многих слагаемых - нашей образованности, начитанности, зрительского опыта. А кроме того, порой бывает сложно разобраться в том непростом языке, который выбирает театр для разговора со зрителем. Вот тут-то и необходима помощь своего рода переводчика, этот язык хорошо понимающего.
Роль такого переводчика и выбрала для себя Ильтани Илялова, родившаяся в театральной семье, выросшая в театре, привыкшая с раннего детства именно мир закулисья считать тем Зазеркальем, в который путешествовала Алиса. О профессии актрисы она, вопреки традиции, как-то даже и не мечтала, ей было интересно наблюдать именно это превращение пыльных декораций в стены дворцов, а обычных людей - актеров и актрис - в прекрасных принцев и принцесс. Эта тайна превращения и стала для нее предметом исследования, которое длится и по сей день.
Она прошла хорошую школу. И не только за кулисами театра, в котором работали ее родители. Так случилось, что именно в годы ее учебы в Ташкентском театральном институте там работали выдающиеся деятели отечественного театроведения: А.М.Эфрос, Г.Н.Бояджиев, потом, в Москве, в аспирантуре, ее научным руководителем был С.С. Мокульский. Она успела прикоснуться к их неисчерпаемому опыту, их безмерным знаниям, их высочайшей культуре. И это укрепило ее решимость посвятить свою жизнь театроведению. Искусство театра эфемерно по самой своей природе. Уходят спектакли, и ничего, кроме смутных воспоминаний, от них не остается. Единственная надежда на людей, которые сегодня, по свежим следам, напишут об этом спектакле, об игре актеров так, чтобы в воображении будущего читателя они сумели ожить.
Приехав в Казань после аспирантуры, Ильтани Илялова легко и естественно влилась в число ведущих театральных критиков. Знание театра изнутри, близкое знакомство с технологией театрального дела, с таинствами режиссерской и актерской кухни помогали ей поставить точный диагноз любому спектаклю. Ее профессионализм и эрудиция, были замечены руководством Министерства культуры республики, куда ее вскоре пригласили заведовать отделом театров.
Столкнувшись с обилием театральной прессы, она обнаружила, вместе с тем, и крайнюю бедность театроведческой науки как таковой: о татарском театре вообще, и о ведущем национальном театре республики в частности, специальных научных работ было крайне мало. После возвращения в Институт истории, языка и литературы им. Г. Ибрагимова, где она начинала работать по приезде в Казань, и защиты диссертации по проблемам узбекского театра Илялова вплотную занялась изучением и анализом проблем татарского театра. Уже в 1978 году вышла ее первая сравнительно небольшая по объему монография "Актерское искусство современного татарского театра". Понимая обширность, капитальный характер поднимаемой проблемы, Илялова справедливо указывала, что ее работа является лишь началом, подступом к исследованию обозначенной темы, требующей серьезного и углубленного изучения всей истории татарского театра. Однако вехи, основные направления этого изучения она для себя определила, сосредоточившись прежде всего на искусстве актеров театра имени Г.Камала. Особая убедительность книги была в том, что автор обращалась к опыту преимущественно тех актеров, работу которых она видела и знала лично, опираясь в своем анализе на собственные впечатления.
Одновременно И.Илялова пишет ряд очерков о русских и татарских актерах для книги "Народные артисты", собирает материал по истории театра имени Г. Камала и в 1986 году выпускает обширную монографию, посвященную этому театру. Опять-таки не претендуя на исчерпанность темы (не случайно книга определена автором как "очерк истории"), Илялова впервые изложила последовательно весь путь развития профессионального татарского театра, начиная от любительских спектаклей и до современного положения одного из ведущих национальных театров бывшего Советского Союза. Такой капитальный труд, да еще впервые появившийся, не мог не вызвать противоречивых оценок и споров. Но и в этом тоже его непреходящее значение, ибо в спорах рождается истина.
Затем появились две монографии, посвященные творчеству замечательного татарского актера Шауката Биктемирова и крупнейшего режиссера современного татарского театра Марселя Салимжанова. И наконец, в 1996 году Илялова выпустила, как приложение к своему капитальному труду, "Репертуар ТГАТ" за 90 лет его существования и биобиблиографический справочник "Актеры театра имени Г.Камала", заложив этим основательный фундамент будущего величественного здания Истории татарского театра.
Для объективной оценки и явления, и человека всегда требуется определенное время. Но уже и сегодня можно сказать, что будущие историки не только татарского театра, но и всей татарской культуры не смогут обойти вниманием труды кандидата искусствоведения Ильтани Исхаковны Иляловой.
Юрий БЛАГОВ.