Михаил Казиник: Высшая ценность – гармония человека с миром

information_items_10124350

«О музыке можно говорить только с человеком, постигшим смысл Вселенной», – писал Генрих Гессе в своем последнем и главном романе «Игра в бисер». Эту книгу, по мнению культуролога Михаила Казиника, должен прочитать каждый человек. А приведенную выше цитату в полной мере можно применить и к нему самому. Любой побывавший на лекциях-концертах Михаила Казиника не уходит без пищи для ума. Недавно такая возможность представилась и казанцам.

Можно долго рассказывать о впечатлениях от выступлений Михаила Семеновича, но невозможно передать весь его магнетизм, его контакт с публикой – все это нужно обязательно услышать, увидеть и почувствовать вживую. Казиник умеет так по-
строить свои лекции, что любая тема, даже самая сложная, будет воспринята даже ребенком. В Казань известный музыкант и просветитель приехал с двумя программами: первая была посвящена органу и органной музыке, а во второй вечер Михаил Казиник попытался ответить на вопрос «Есть ли пределы возможностям гения?».

– Михаил Семенович, вы искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени. Кем вы себя считаете в большей степени?

– Культурологом. Я делаю все, что связано с культурой. Культура есть поклонение свету. Все сферы, которые поклоняются свету, гармонии и разуму, входят в понятие культуры.

– Сейчас просвещенных людей становится все меньше…

– Их никогда не было много. Все подлинное – штучный товар. Даже после консерваторий будут выходить любители Стаса Михайлова и Леди Гаги. Консерватория – это ведь часто только обучение аппликатуре, штрихам, там нет самых главных предметов. Как я уже много раз говорил, музыка неразрывно связана не только с риторикой и математикой, но и с геометрией, грамматикой, астрономией. А если вся учеба сводится к разным вариантам постановки пальцев, то это не имеет никакого отношения к музыке.

– Сегодня многие родители считают, что музыкальное образование не престижно и учить музыке детей нет необходимости. Как с этим бороться?

– Все, что я делаю в своей жизни – это борюсь с этим и, как мне кажется, в какой-то степени участвую в предотвращении катастрофы нашей цивилизации. Пришел век Интернета, высоких технологий. Противостоять ему и выдержать это могут только те люди, для которых гуманитарные сферы, сфера духа по-прежнему являются важными. Вы же помните, какие предметы входили в тривиумы и квадривиумы (основы образовательной системы во времена античности и в Средние века. – Прим. ред.)? Это так называемые семь свободных искусств. В них входили и музыка, и риторика. И древние греки прекрасно знали, почему – музыка и почему – риторика.

Всю жизнь всеми своими силами я пытаюсь доказать, что у каждого человека по отношению к великой музыке должен быть шкурный интерес. Будучи экспертом Нобелевского концерта, я общался со многими лауреатами премии и каждому задавал вопрос о музыке. И каждый отвечал, что музыка в его жизни присутствовала с детства: у кого-то мама занималась, у кого-то папа, а у кого-то оба родителя. То есть все они так или иначе были связаны с музыкой…

Знаете, откуда берется проблема отцов и детей?

–? ??

– Если мама слушает Пугачеву, а дочка – Леди Гагу, то возникает проблема отцов и детей. Мама будет смеяться или даже ругать дочь за Леди Гагу, а дочь, в свою очередь, будет смеяться над мамой. А если отец и сын слушают Баха и говорят о нем, тогда проблемы отцов и детей нет.

– Часто ведь именно родители решают, быть ребенку музыкантом или нет…

– Родители иногда немного глупые. Они думают, что музыка – это вопрос вкуса, но это вопрос принадлежности. Ты сам решаешь: принадлежать толпе или быть личностью. Массовая культура всегда принадлежала и принадлежит толпе. Кроме того, родители должны понимать, что музыка тесно связана с математикой и логикой, она развивает оба полушария мозга. Это уже доказано.

История человечества показала, что подлинные ценности остаются неизменными. И какими бы ни были достижения в области технологий, высшая ценность на Земле – человеческое мышление, гармония человека с миром, и выше этого ничего нет.

– Имеет ли значение, кто исполняет музыку? Или музыка уже сама по себе несет грандиозный смысл, поэтому, исполняя ее, познаешь Вселенную?

– Все, что идет от Бога, космоса, некоей высшей энергии, проходит через земное, субъективное восприятие. Кроме того, многое зависит от того, каков опыт игры исполнителя, ведь чего-то он может просто не знать. Например, скромный исполнитель одного из дуэтов Баха не догадывается о том, что там зашифрована фраза из Каббалы.

  • Я считаю, что сегодня человек, заработавший свой первый миллион, должен отдать сто тысяч на поддержку культуры

Безусловно, музыка сама по себе несет такую информацию, которая превышает возможности понимания исполнителя. У меня есть фильм «Пьяный концерт». Там я рассказываю о том, что «Времена года» Вивальди, вернее, первая часть этого цикла – «Осень» – это энциклопедия поведения… подвыпивших людей: один говорит без умолку, другой заикается, а третий, еле стоя на ногах, разливает вино в полные бокалы. Большинство скрипачей, играя Вивальди, даже не думают об этом! Но ведь от этого вино не перестает переливаться через край бокала. Вспомним момент, когда гамма идет не от «фа» до «фа», а на один звук больше: фа – ми – ре – до – си – ля – соль – фа – ми. Вот эта «ми» и есть переливающееся вино (смеется).

– Вы выступали с Камерным оркестром Казанской консерватории. Как, по-вашему, ребята справляются со своей задачей?

– Совершенно справляются. Играют старательно, чисто, на хорошем европейском уровне.

– Будучи прекрасным оратором, как вы относитесь к музыкантам, которые перед исполнением делятся своими размышлениями о музыке со зрителями?

– Очень хорошо отношусь. Больше того, многих музыкантов я сам к этому привел, и сейчас они стали моими равноправными партнерами, и мне приятно с ними работать. Я считаю, что музыкант должен изучать сценическое искусство. Бывает так, что вышел скрипач и еще не начал играть, а уже не хочется его слушать. И наоборот – музыкант выходит на сцену, и ты понимаешь, что сейчас будет гениальное исполнение. Существует целая система знаков, которые могут родиться еще до того, как ты произносишь свой монолог на сцене.

– Вы издали много книг по воспитанию детей. Нет ли у вас желания написать методику преподавания музыкальных дисциплин?

– Вместо этого я сделал множество передач о музыке на различных радиостанциях.

– А на государственном уровне?

– На государственном не хочу, более того, я и не смогу этого сделать. Считаю, что государство никогда не поддерживало культуру. Культура в России держалась только за счет купцов. Это Дягилев, Мамонтов, Третьяков, Морозов и другие. Это и была русская культура. Я считаю, первое, что должен сегодня сделать человек, заработавший свой первый миллион, – отдать сто тысяч на поддержку культуры. А если говорить о педагогике, то я создал свою школу. Она пока действует в Челябинске.

– Какие дети там обучаются?

– Дети там замечательные, светлые. Самая большая радость для них – идти в школу. И такую же радость школа приносит их педагогам.

– Вы начали читать в три года и к пятнадцати годам перечитали все базовые книги. Сейчас молодежь читает мало. Можете назвать две-три книги, которые обязательно должен прочитать любой человек?

– В ХХ веке написаны три великих романа: «Доктор Фаустус» Томаса Манна, «Игра в бисер» Генриха Гессе и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Я считаю их основными, это крупные, мировоззренческие книги.

– К вам на концерты приходят разные слушатели – и профессионалы, и обычные люди. Что бы вы им пожелали?

– Никогда не расставаться с музыкой как слушатель. Слушание музыки – самый главный процесс. Знаете, в чем была ошибка системы Кабалевского? Дети должны петь в хоре, якобы это прививает любовь к музыке. Пели и поют до сих пор, но глубокого интереса к музыке ни у кого не возникает. Для того чтобы понять и полюбить музыку, ее нужно слушать! Музыка – это страсть, стоны, плач, любовь, потрясение, одним словом. Именно через чувства, которые испытывает человек, слушая музыку, он постигает ее, начинает чувствовать и любить. Музыка – королева всех искусств! Она понятна без слов. Когда зал, затаив дыхание, сорок пять минут слушает Четвертую симфонию Брамса, все, что происходит во время ее исполнения в душах людей, – это и есть вершина развития
цивилизации. Это и есть Бог…

Регина БИКЧАНТАЕВА

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости